Feb 26, 2015 17:20
Нужны ли реформы? Этот вопрос задает себе каждый руководитель, когда сталкивается с трудностями в работе или с неудовлетворительными ключевыми показателями от деятельности компании. В последние несколько лет и особенно в настоящее время, такая постановка вопроса стала очень актуальной для подавляющего большинства предприятий и организаций нашей страны. Однако практические результаты от проведения реформ часто оказываются далеки от ожидаемых показателей в худшую сторону. Именно это и наблюдалось во многих государственных и крупных частных компаниях. Основной причиной негативного результата являлось то, что изменениям подвергались те направления, которые в данный момент объективно реформирования не требовали. Для того, чтобы разобраться в том, что именно в деятельности компании требует изменений в сложившейся экономической ситуации, нужно установить причину возникших затруднений и её характер. Была ли это внешняя или внутренняя причина. Необходимо принципиально различать реформы, целью которых являются корректировки неудовлетворительных ключевых показателей деятельности и каждодневные изменения в компании, связанные с её нормальным экономическим развитием.
Деятельность любой организации можно рассматривать на примере простой математической модели, которая описывает работу компании в целом или отдельный её внутренний бизнес-процесс, как решение дифференциального уравнения нескольких переменных с ежедневными начальными или граничными условиями. Как следует из математического анализа, вид конечного решения такого уравнения в значительной степени зависит от начальных условий и в зависимости от их величин может принимать различные формы. Более того, при некоторых начальных условиях такое уравнение может и не иметь решение вовсе. Начальные условия, примером которых могут служить макроэкономические показатели в стране, определяются внешними факторами. Изменить их локально не представляется возможным. Вид самого уравнения задается менеджментом компании и определяется функциональной моделью организации. Одним из следствий решения такого уравнения являются значения ключевых показателей от деятельности компании.
При использовании такого подхода легко дать определение понятиям «кризис» и «экономическая стабильность». Кризис - это процесс, при котором происходит значительное и быстрое изменение начальных условий в таком уравнении, а «экономическая стабильность» есть их постоянство или незначительные флуктуации с течением времени.
Из таких определений, с учетом сказанного выше следует, что в условиях экономической стабильности для возвращения негативных ключевых показателей работы компании к прежним, приемлемым уровням, изменения функциональной модели предприятия не требуется. Для сохранения ключевых показателей и обеспечения их роста требуется лишь незначительная оптимизация существующих бизнес-процессов и их ускорение в соответствии с естественными колебаниями рынка. В первую очередь в таких условиях должны решаться задачи регулярного менеджмента с упором на развитие компании. Подходить к структурным изменениям нужно крайне осторожно и всегда принимать во внимание тот факт, что задуманное структурное реформирование не характерно для периода стабильности экономики и может привести к совершенно неожиданным и непредсказуемым результатам. Причем «коэффициент неожиданности» прямо пропорционален размеру компании. Чем больше размер компании, тем сложнее оценить и спрогнозировать будущие результаты.
Совершенно иначе обстоит дело в условиях кризиса. Макроэкономические показатели в такой ситуации претерпевают очень значительные изменения в короткий промежуток времени. Примером изменений таких макроэкономических показателей могут служить резкое изменение ВВП, падение курса национальной валюты, скачкообразное изменение ключевой ставки финансового регулятора и т.д. Как следствие изменяются и начальные условия для уравнения функциональной модели организации, решение которого при таких новых условиях будет уже иметь совершенно другой вид или не иметь решения вовсе. Именно поэтому в условиях кризиса для возврата значений ключевых показателей деятельности к докризисным значениям необходимо изменение действующей функциональной модели компании и проведение комплексных структурных реформ. Такие реформы в используемой терминологии позволят задать уравнение, которое с новыми начальными условиями позволит обеспечить решение в виде приемлемых ключевых показателей деятельности. В такой ситуации в первую очередь решаются задачи антикризисного или стартап-менеджмента. Попытки работать в условиях прежней функциональной модели предприятия или найти решение в рамках её незначительной модернизации, не обращая внимания на внешние условия, не позволят достичь приемлемого результат, а приведут лишь к падению прибыли и в конце концов к банкротству и закрытию бизнеса.
В текущей экономической ситуации в Российской Федерации, когда макроэкономические показатели претерпели значительные изменения в короткий период времени, для сохранения бизнеса его собственникам необходимо проведение комплексных реформ функциональных моделей бизнеса, адаптация их к новым экономическим условиям и реалиям. Точечные действия в виде «сокращения персонала» или «уменьшение издержек» и т.д. приведут лишь к пропорциональному уменьшению выручки в среднесрочной перспективе. На падение операционной прибыли, вызванного кризисом и внешними экономическими факторами, такие действия не окажут значительного влияния в среднесрочной перспективе и приведут лишь к неизбежной потере рыночной доли в будущем.
антикризисная кухня