Нанесёт ли империя ответный удар?

Aug 22, 2016 12:24

Как сообщают "Известия":

"В госкорпорации «Роскосмос» приступили к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса, создать которую планируется, используя задел программы «Энергия-Буран», в ходе которой были разработаны двигатели РД-171, до сих пор считающиеся непревзойденным достижением в сфере жидкостного двигателестроения. От строительства сверхтяжелой «Ангары А5В» с водородной ступенью «Роскосмос» намерен отказаться.

- Мы ведем с генеральным конструктором по ракетным комплексам «Роскосмоса» Александром Медведевым проработку носителя сверхтяжелого класса с использованием двигателя, который у нас уже есть, - РД-171, он ложится в основу концепции сверхтяжелого носителя, - заявил «Известиям» генеральный директор ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев. - Использование водородных схем на первой и второй ступенях этого носителя мы пока не рассматриваем. Третью ступень хотим взять от уже летающей «Ангары». Такая компиляция позволит нам сэкономить и время, и деньги. Мы берем то, что уже есть, не несем дополнительных затрат и не уходим в «перспективу десятилетий». Я уверен, что создание «сверхтяжа» по этой схеме возможно в рекордное время - речь идет о пяти-семи годах.
По словам Владимира Солнцева, проектируемый носитель сверхтяжелого класса станет основной ракетой в последующей реализации лунной программы".


Как говорится далее:

"Создание ракеты на основе технологий РД-171 позволит отказаться от замысла построить сверхтяжелую ракету на основе «Ангары».
«Ангара А5В» пока существует только в виде аванпроекта, подготовленного Центром Хруничева весной этого года. Грузоподъемность «Ангары А5В» должна была составить 38 т полезной нагрузки на НОО при условии использования в ее составе разгонного блока с кислородно-водородной ступенью. Это, конечно, маловато для настоящей «лунной ракеты»...".

Если взглянуть в прошлое, то легко можно увидеть, что выбор носителя для российской космонавтики определялся не тем, что есть, а тем у кого "лобби сильнее". Ведь совершенно очевидно, что отказ от реализации проекта "Энергия-М", которая практически была готова к испытаниям и выбор вместо него "Ангары", существовавшей только в виде проекта, был обусловлен, в первую очередь, "подковерной деятельностью", где "бодались" РКК "Энергия" и «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева». Позже к "боданиям" присоединилась и Самара с АО «РКЦ „Прогресс“», выступившее с проектом ракет-носителей "Русь". Стоит заметить, что развал космической отрасли начался еще в СССР при Горбачеве в 1988 году, когда по сути отказались от единой политики в космической области и начали "делить" отрасль.

Заявленные характеристики "нового" сверхтяжелого носителя таковы: 80-120-160 тонн на НОО, что подразумевает во-первых использование РД-171 и отказ от использования водородных двигателей РД-0120, технологии изготовления которых преступно утрачены (спасибо "Ангаре"). Можно предполагать, что это будет та же "Энергия", но без водородников и без РД-170 (ожидается применение упрощенного варианта РД-171, модификации РД-170 для РН "Зенит"). Отсюда и более низкие характеристики.

Что интересно в этой истории, так это то, что когда руководство космической отраслью снова оказалось в "одних руках" в лице Роскосмоса, стало понятно, что все эти "пакетные" схемы работают только в ограниченном диапазоне выводимых нагрузок и нет никакого смысла применять технологии, применяемые в носителях легкого, среднего и средне-тяжелого классов в носитялях сверхтяжелых классов. У любого масштабирования есть свои границы и переход за них или ведет к снижению надежности или к удорожанию. Если это действительно так, а не очередные "подковёрные игры", то за новое руководство Роскосмоса можно только порадоваться.

технологии, космос

Previous post Next post
Up