В основу ленты 1913 года "Последнии дни Помпеи" лег популярный на рубеже XIX - ХХ вв. одноименный роман английского писателя Эдварда Бульвер-Литтона. Сам автор вспоминал, что замысел этого произведения родился у него после знакомства с картиной Карла Брюллова "Последний день Помпеи".
В центре внимания оказываются прекрасный благородный юноша Главк и его возлюбленная гречанка Иона, ее красотой пленился коварный жрец богини Исиды и слепая рабыня, которая сыграет в их судьбе героев ключевую роль. Все события происходят накануне извержения Везувия 79 г.н.э.
На глазах зрителя цветущие Помпеи уничтожает стихия. В этом фильме есть место и лирическим переживаниям героев, и любованию красотой природы и величественного города, мистическим обрядам восточных религий и исконно римской забаве - травле дикими зверями осужденных.
Интересен тот факт, что своих героев Э.Бульвер-Литтон поселяет в домусы, существовавшие в Помпеях на самом деле. Так Главк является хозяином знаменитого "дома Трагического поэта". Кроме того в фильме будут показаны и другие древние памятники Помпей: амфитеатр, храм Изиды и т.п.
Фильм режиссера Марио Казерни, снятый по этому сюжету, второй по чету в истории итальянского кино. Однако именно кинокартина 1913 года станет образцом, на который в течении последующих почти ста лет будут опираться создатели новых экранизаций романа "Последние дни Помпеи".
М.С.Назарова. Историк и теоретик искусства
а еще мы посмотрели