Заканчиваю свою эпопею про Индию для тех, кому еще не надоело про нее читать.
Отчет о поездке в Индию. (26.1206-16.01.07)
Часть 5 заключительная.
Хампи.
Хайдерабад.
Отъезд в Дели.
окончание
начало см.ранее
................................
На следующий день после покидания нами Гоанского побережья мы были уже в небольшом городке Хампи, который многие называют одним из самых удивительных мест в Индии, и куда, по возможности, мне бы очень хотелось вернуться, чтобы провести там не один день, а как минимум неделю.
Ехали мы туда на очень странном автобусе - индийском «слиппере», который снаружи выглядит совсем обыкновенно, а внутри, напротив, удивительно непохож на обычные средства передвижения. Вместо сидений здесь - мягкие креслица, легким движением руки, превращающиеся в элегантные диванчики, с маленькими занавесочками по бокам, создающими особую «интимную» атмосферу купейного номера. Сверху же, наоборот, непривычные железные ящики, немного похожие на те, в которые мы прячем вещи в наших поездах, с двухместными «кроватями» и тяжелыми железными дверями. При всем при этом, сильно комфортным наше передвижение в этом автобусе я бы назвать наверно не смогла, так как нам досталось всего 1 спальное место на двоих, и ночь мы коротали, валяясь на этих странных креслицах, тайком раскуривая сигареты, конспиративно придерживая рукой маленькую занавесочку.
Выйдя из автобуса ранним утром, мы очутились на большой площади странного города с причудливыми марсианскими пейзажами, которые так любят изображать на обложках фантастических книг. Повсюду валялись огромные, поражающие своими размерами и формами валуны, хаотично разбросанные по всему склону так, словно какая-то неведомая сила заставила их неожиданно застыть на месте в тот самый миг когда они совершали свое падение. Между этих валунов повсюду прятались маленькие храмы, довольно гармонично вписываясь в этот странный неземной пейзаж.
С трудом отбившись от нескольких десятков нетерпеливых рикш, мы двинулись в сам город и дошли до его главной площади, которая своим внешним видом вмещала в себя, наверное, колорит всех индийских мейн базаров. Отличие состояло лишь в том, что здесь не было вонючих переулков, больших домов и смешных трущоб, во всех деталях можно было рассмотреть образ той самой «индийской сельской местности» - с коровами, обезьянами и множеством людей в разноцветных одеждах с барабанами, дудками и ослепительными улыбками на черных лицах.
На этой площади мы первый раз увидели слона, спокойного и величественного, с высоты посматривающего на прыгающих вокруг него индусов. Бытующее мнение о невероятном спокойствии этих животных, по-видимому, все же небезосновательно, это качество характера, я думаю, вырабатывалось у них веками в жарких странах, густонаселенных темпераментными южными жителями.
Через какое-то время, сообразив, наконец, куда мы попали, пристроив волшебным образом свои рюкзаки, мы обзавелись прекрасными индийскими велосипедами, конечно, довольно простой конструкции, зато с чудесными железными звоночками на руле. Звоня в такой звоночек, понимаешь, почему индусы так любят бибикать - какое невероятное удовольствие распугивать толпы прохожих, ощущая себя значительным транспортным средством! На этих велосипедах через пару часов мы и отправились осматривать окрестности древнего города.
Небольшой городок Хампи когда-то являлся столицей могучей империи Виджайанагар и основан был в 14 веке, а наибольшего расцвета достиг в 16-м, во времена правления Кришнадеварайи. Площадь самого города составляла тогда более 40 квадратных километром, в то время как численность населения была более 500 тысяч человек, В таком виде он, впрочем, просуществовал совсем недолго и вскоре потерпел поражение от неожиданно напавших на него мусульман. В результате в считанные годы столица бывшей империи была разорена и покинута жителями, и лишь в 1976 году здесь были начаты раскопки под руководством Археологического Совета Индии совместно с властями штата Карнатака.
Развалины Хампи, раскинувшиеся на площади около 30 кв. километров защищены с одной стороны - рекой Тунгапхадра, а с трех других сторон - гранитными скалами. Но их нельзя назвать развалинами в полном смысле этого слова. Это комплексы прекрасно сохранившихся дворцов и храмовых ансамблей, как индуистских, так и мусульманских.
Особой велосипедной дороги для посещения храмовых комплексов в принципе не существует, проезжать приходится не только по грунтовкам, но и по темным пещерам, а периодически и вовсе тащить велосипеды на себе, пересекая многочисленные ручьи.
Сама же река Тунгапхадра, в связи с отсутствием через нее реальных мостов иногда довольно сильно затрудняет передвижение не только велосипедистов, а и других серьезных и не серьезных транспортных средств. Для решения этой проблемы местными жителями был придуман своеобразный паром в виде огромной круглой плетеной лодки, на которой ловкие аборигены умудряются провозить не только людей, а мотоциклы велосипеды и прочую домашнюю и хозяйственную утварь.
Вдоль всех дорог, в окрестностях Хампи мы наблюдали огромные плантации странных растений с большими поднимающимися вверх листьями. Остановившись посмотреть, мы поняли, что это не что иное, как всеми любимые бананы. Стоит сказать, наверное, что бананы в Индии совсем не такие как у нас - длинные зеленые и безвкусные, а маленькие, сочные, с тонкой кожицей, и красной сладкой серцевинкой. Продаются они там повсюду и стоящие сущие копейки.
Проколеся по окресностям Хампи целый день, поджимаемые временем, вечером, мы, к великому сожалению, вынуждены были уехать из этого прекрасного города, чтобы двигаться дальше, на ночном автобусе в город Хайдерабад, который должен был стать отправной точкой для возвращения в Дели. Автобус на этот раз оказался обычным, совсем не слиппером, там не было тех прекрасных занавесочек, и всю ночь нам пришлось кругами слушать саундтреки к старым индийским фильмам, созерцая на телеэкране пышногрудых индийских танцовщиц.
Ранним утром, едва прибыв в Хайдерабад, мы моментально умудрились в нем заблудиться. Сначала это случилось на автобусном вокзале, где мы кругами бродили добрый час в поисках выхода, потом и на железнодорожном, где в течение 4х часов искали билетную кассу. Нужный нам железнодорожный вокзал находился не в самом Хайдерабаде, а в городе-близнеце, прилегающем к нему Секундерабаде, и найти что-либо на этом вокзале в тот момент не представлялось возможным. Пунктов обмена валюты там в принципе не существовало (спасло лишь наличие карты visа), а нужный нам, booking office, находился в вообще в соседнем здании и найти нам его удалось лишь к 10 утра, подняв на уши всех обитателей вокзала, включая полицейских, работников сервисного центра и каких-то крупных начальников.Билет был куплен только в ночь, и волею судьбы нам выпало провести целый день в этом городе, о чем я, впрочем, я ничуть не сожалею.
Хайдерабад является столицей штата Андхра Прадеш, и считается шестым по величине городом в Индии. Озеро Хусейн Сагар, на котором расположена самая большая я в Индии статуя Будды, разделяет его с близнецом Секундерабадом. Но, тем не менее, Хайдерабад, как и Секундерабад, город с окончанием на «бад», в котором огромное количество жителей являются все-таки мусульманами. Одну из их главных достопримечательностей нам даже удалось посетить - это знаменитый форт Голконда, основанный султаном Квили, в последствии убитым своим сыном и разрушенный монголами в 17 веке. Сам форт находится на высокой горе и представляет собой как совсем разрушенные здания, можно сказать, руины древнего города, так, и довольно хорошо сохранившие комплексы. На самой вершине открывается потрясающий вид на весь город с его речками и озерами, старыми и новыми домами, многочисленными кварталами и мечетями. Здесь можно услышать, как на закате солнца над городом поднимается нарастающий гул - одна за другой начинают петь мечети, постепенно сливаясь в единый хор, наводящий даже некоторый суеверный ужас. В мусульманских районах Хайдерабада, как нигде, чувствуется дух настоящего восточного города. Здесь, как правило, отсутствуют надписи на хинди, заменяясь надписями исключительно на арабском, везде ходят мрачного вида женщины, завернутые в черные одежды, в сопровождении своих, не менее мрачных, темнокожих спутников.
Вечерняя прогулка по центру Хайдерабада прошла для нас довольно весело. Найдя таки винный магазин, мы наконец-то купили там родного для наших душ пива и задались целью его выпить в каком-нибудь тихом и прекрасном переулке. Вся беда была в том, что подобных переулков не только в Хайдерабаде, а и во всей Индии в принципе не существует, все дворы тут, как правило, надежно закрыты крепкими железными воротами, во избежание проникновения туда уличных бомжей. Поэтому, вскоре мы вполне удовлетворились найденной тихой улочкой. Заранее спрятав пиво в пакеты, мы присели на ступеньку около каких-то больших ворот, но, не успев его открыть, услышали за спиной громкие крики. Мгновенно вскочив, ожидая разгневанных воплей хозяев дома, мы увидели улыбающегося пожилого индуса: «Ну что же вы тут сидите! Тут же холодно, проходите к нам! Хотите чаю?» Через какое-то время из дверей дома появилась невероятной красоты индийская женщина в сари и на прекраснейшем английском стала настойчиво приглашать нас в гости. От ужина нам все же удалось отказаться и, выпив индийского чая, мы поспешили на вокзал, в странном неловком чувстве, ощущая себя глупыми и невежественными европейцами.
Далее, проведя около 2х суток в смешном индийском поезде, ранним утром 15 января мы возвратились в старый знакомый город Дели. Решивши особо не мудрствовать, мы двинулись по знакомым следам, и вот уже через каких-то полчаса, закутанный в одеяло рикша, довез нас до нашего любимого «Ай яй гестхауса» к несказанно обрадованному нашим появлением краснозубому хозяину. (Дело в том, что все индусы часто жуют какой-то странный наркотик, продающийся у них там на каждом углу, от которого их зубы приобретают на некоторое время ярко-красный оттенок).
Следующий день был нашим последним днем в Индии, и прошел, в основном, в поездках по старому Дели, прогулкам по, уже успевшему стать родным, Мейн базару, покупках всяческих сувениров и барабанов. Как ни странно, за время нашего отсутствия в Дели о нас не забыли - повсюду нас приветствовали криками: «Добрый дэн! Май рашин фрэнд!», - наши старые знакомые - рикши, местные торговцы и просто праздно шатающийся народ. На Мейн базаре я чувствовала себя теперь уже совсем как дома, после 3 недельного пребывания в Индии, ощущая себя уже почти, что ее частью. Мысль о далекой холодной России в тот момент казалась совсем невозможной.
Тем не менее, следующим утром мы добрались до аэропорта, сели в самолет и уже тем же вечером были в Домодедово. Возможно, такое происходило не только с нами, но по возвращении назад мы испытали шок, ничуть не меньший, чем по приезду в Индию. Сойдя с трапа самолета, мы поняли, что переместились из цветного, яркого мира в мир совершенно неправильный, холодный и мрачный - мир сплошных черно-белых красок. Картина, представшая нашему взору, показалась нам совсем не радостной - серый дождь, грязный растаявший снег, толпы людей в серых одеждах, с серыми, не меняющими своего выражения, лицами, закрытое сплошной серой пеленой небо. Понадобилось, наверное, месяца полтора, чтобы шок от возвращения на родину прошел, волшебная и сказочная Индия постепенно стала нам казаться каким-то прекрасным сном, но таким сном, в который просто необходимо вернуться.
Конец.