Некоторые вещи узнаёшь с непростительным опозданием (из перепоста на фб в данном случае).
Когда-то (называют разные даты) на вторичную могилу Велимира Хлебникова (в Москве на Новодевичьем кладбище) положили "каменную бабу", якобы половецкую, якобы привезённую с берегов Иссык-куля.
Много лет спустя в скульптуре этой
опознали древнетюркское каменное изваяние из Овюрского района Тувы (№37 по нумерации А.Д.Грача, см.:
Грач А.Д. Древнетюркские изваяния Тувы. М.: 1961. С. 41).
Похоже, на вторичной могиле поэта и впрямь установлено - вернее, положено - настоящее древнетюркское изваяние из Тувы (только сосуд в руке воина выглядит на снимках немного по-разному - то ли из-за ракурсов съёмки, то ли из-за "доработки", то ли тут просто дефект старой фотографии). При всём почтении к памяти Хлебникова - дело это совершенно негодное и, несмотря на давность, требующее исправления. Я вообще-то против реституций, но здесь солидарен с тувинцами - изваяние должно быть снято с могилы поэта, по возможности отреставрировано (похоже, при установке его варварски сверлили!) и передано в музей; а на могиле, раз уж так хочется, пусть будет копия, или ещё что-нибудь высокохудожественное - но не археологический памятник.
Этическую сторону дела здесь осложняет и путаница с происхождением скульптуры. В
одной из глав "Дневной поверхности" Г.Б.Фёдорова вся эта эпопея излагается в заведомо неверном "иссыккульском" варианте, а о Туве нет ни слова.
Не представляю себе, кто был упоминаемый Фёдоровым "друг и коллега, работающий в Киргизии", доставивший изваяние в Москву; да и не очень-то хочу выяснять. Мне хочется верить, что автор заблуждался насчёт происхождения статуи вполне добросовестно; впрочем, в его рассказе история тоже выглядит сущим вандализмом, ведь выдирать с родного места иссыккульские статуи ничуть не праведнее, чем тувинские; и даже если не выдирать, а по-человечески копать, то надо это делать по Листу и с отчётом, и находки отправлять не на современное кладбище, а в музей.
Судя по тексту Г.Б.Фёдорова, в изваяниях он вообще не очень разбирался - например, усмотрел в "каменной бабе" изображение женщины с плодом граната, тогда как на самом деле она, как и другие каменные изваяния древнетюркской эпохи, представляет бородатого воина с оружием и кубком. В те поры, конечно, знания об изваяниях были не те, что ныне, но рассмотреть-то вещь повнимательнее можно было... Однако дело теперь уже уже не в этом, а в нашем отношении к археологическому памятнику. Что бы там ни было полвека назад, сегодня всё это выглядит безусловным варварством, которое следует, мне кажется, исправить.
Стихи стихами, но надо всё же и честь знать.