Мемуары А.М. Лескова

Jan 30, 2020 02:42

Книжку вот купил прелюбопытную.


А.М. Лесков
Записки археолога.
М.: «Клио». 2019. 612 с., цв.вклейка. ISBN 978-5-906518-35-4 (500 экз.)
Под редакцией А.И. Иванчика.

[ аннотация: ]
Книга содержит воспоминания одного из крупнейших советских и российских археологов A.M. Лескова, который умер 12 ноября 2017 г. в возрасте 84 лет. A.M. Лесков излагает историю своей жизни и археологических открытий по периодам, связанным с разными местами работы. Он был одним из создателей спасательной археологии и руководителем крупнейшей археологической экспедиции на Украине 1960-1970 гг., затем работал в Ленинграде и Москве, где создал археологический отдел в Музее искусства народов Востока, а последние два десятилетия провёл в США, где продолжал работать по профессии. A.M. Лесков открыл целый ряд важнейших памятников скифской эпохи и его находки украшают несколько музеев Украины и России.

Содержание

А.И. Иванчик. Предисловие I. - 3
С.А. Арутюнов. Предисловие II. - 8
От автора. - 14

I. Начало. Харьков. - 17
II. Киев. - 53
О Грузии. - 283
III. Российский период. Ленинград. - 291
IV. Москва. - 319
V. Американский период. - 521
_________________________________

[ Из предисловия I: ]
(…)
Разумеется, как и всякие мемуары, эта книга не вполне объективна и отражает одну, авторскую, точку зрения, и далеко не все свидетели описываемых в книге событий помнят их именно такими. Так, его отношения с младшими сотрудниками далеко не всегда были такими идиллическими, как ему помнятся - от некоторых из них, не упомянутых, впрочем, в книге, я знаю, что он мог быть очень жёстким и даже бесчеловечным в отношениях с младшими. Говоря об обстоятельствах издания Ульских курганов, А.М. Лесков не пишет о том, что увёз единственный экземпляр практически полностью готовой рукописи и рисунков к ней в эмиграцию, не предупредив никого из своих соавторов - исчезновение этого текста, в который они вложили много труда и который, как считалось, вот-вот должен был выйти в виде книги, стало для них неожиданностью и вызвало нешуточные трения, в частности, с коллегами из Эрмитажа. Когда рукопись вновь появилась спустя много лет, выяснилось, что текст устарел и требует доработки, что ещё отдалило издание. Вряд ли можно согласиться и с тем, что в Москве единственным центром изучения археологии Средней Азии остаётся созданный А.М. Лесковым сектор Средней Азии Музея искусства народов Востока: ничуть не менее, а порой и более успешные исследования в этом регионе вели и ведут специалисты из Институтов археологии и антропологии и этнологии РАН. Несколько настораживает,
(5/6)
конечно, и обилие заключённых в кавычки развёрнутых высказываний разных людей, произнесённых десятилетия назад: ясно, что автор не может помнить их дословно, и речь идёт о пересказе этих слов, совсем не обязательно точном.

О некоторых обстоятельствах А.М. Лесков предпочитает умалчивать. Так, например, причины устойчивой нелюбви к нему Б.А. Рыбакова, особенно проявившейся в истории с защитой докторской диссертации, он предпочитает обходить молчанием, лишь в одном месте давая довольно невнятное объяснение. Между тем она совершенно очевидна - это общеизвестный антисемитизм директора московского Института археологии и его приближённых, проявлявшийся многократно и по разным поводам. Вообще тема советского антисемитизма в книге совершенно отсутствует, хотя несомненно он сыграл в жизни автора зловещую роль, начиная от его изгнания из киевского Института археологии. Ясно, что выбор политического обвинения («проявления сионизма в экспедиции»), которое ему было предъявлено, при всей своей абсурдности, был неслучайным.

Надо ещё отметить, что книга посвящена почти исключительно деловой и профессиональной истории автора - всё, что относится к его личной жизни и занятиям, не связанными напрямую с профессией, обходится молчанием. Мы почти ничего не узнаём о семейной жизни автора, даже о его детях - лишь иногда появляются глухие упоминания о «семейных обстоятельствах», а о рождении сына говорится походя в комментарии - и то в связи с тем, что дата его рождения совпала с номером особенно дорогого автору кургана. Практически ничего здесь нет и о событиях «большой истории» - даже такие крупные события, как путч 1991 г. и последовавший за ним развал СССР не упоминаются, и отношение к ним автора можно понять только по косвенным признакам.

Но если интересоваться тем, как была устроена профессиональная жизнь в советской и постсоветской науке в целом и археологии в частности, книга даёт очень интересные данные. Некоторые вещи кажутся дикими даже людям моего поколения, ещё заставшим СССР, но знавшим его в более мягких проявлениях. Речь идёт, например, о всевластии партийных комитетов, которые могли добиться и снятия директора института, и увольнения с волчьим билетом самого успешного и активного сотрудника института, от которого к тому же зависело материальное благополучие учреждения. Другие понятны тем, кто знал советскую жизнь, но вряд ли будут понятны следующим поколениям: в частности, необходимость решать для себя, какие уступки советскости допустимы, а какие нет. Возможно, непонятным будет упорный и неоднократный отказ автора от вступления в партию, хотя это открыло бы перед ним множество возможностей и решило бы многие его профессиональные проблемы - хотя одновременно он не видел для себя ничего зазорного в том, чтобы быть членом ВЛКСМ и даже комсомольским секретарём института. Глядя
(6/7)
со стороны, это кажется странной непоследовательностью, но для знакомого с теми условиями в таком выборе нет ничего удивительного.

Необычно много места для книги мемуарного жанра уделено здесь собственно профессиональным вопросам - автор подробно, часто на многих страницах, рассказывает, что именно ему удалось открыть и каково было научное значение этих открытий. Зачастую при этом рассказ вплотную подходит к грани между научно-популярным и чисто научным жанром и даже переходит её. Иногда - впрочем нерегулярно - появляются даже ссылки на научную литературу, и ведётся научная полемика. При этом некоторые научные взгляды автора или устарели, или далеко не бесспорны, если не просто ошибочны - например, о широком освоении всадничества в эпоху бронзы или происхождении скифского звериного стиля; очень наивными выглядят и его рассуждения о Геродоте. Не может не удивить и, например, рассуждение автора о том, что археологи Западной Европы никогда не сталкивались с курганами и потому не выработали методики их раскопок: в действительности курганы имеют универсальную распространённость, широко представлены и в Западной Европе, хотя методы их раскопок, действительно, могут отличаться от методов советской археологической школы. Однако я думаю, что и эти части книги найдут заинтересованного читателя.
(…)
_________________________________

В книге несколько десятков ч/б иллюстраций (портреты, экспедиционные фотографии, вещи, даже чертежи) и небольшая цветная вклейка. Печальный недостаток у издания, по сути, один: в книге нет именного указателя, а он тут совершенно необходим. Сказано, что книжка издана «при поддержке Международного союза академий»; в организации с таким солидным названием насущность указателей, казалось бы, должна быть очевидна всем ,-) Ну да ладно, впрочем, книжку наверняка вскоре спиратят, и будет нам файлик с возможностью поиска. Кое-что будет знамо где.

Короче, надо брать.

картинки, наука, имена, цитаты, ссылки, библиография

Previous post Next post
Up