Долгожданное: ТГЭ LXII.

Jun 14, 2013 20:40


Прекрасный коллега aahsaap принёс долгожданный 62-й том Трудов Гос.Эрмитажа. Уже и 63-й давно в продаже, а этот всё ждали и ждали. И вот дождались, ура. Смотрим, радуемся.

Труды Государственного Эрмитажа. Т. LXII.
Согдийцы, их предшественники, современники и наследники.
На основе материалов конференции «Согдийцы дома и на чужбине»,
посвящённой памяти Бориса Ильича Маршака (1933-2006).
СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. 504 с., XXVIII с. цв. вкл.
Отв. ред.: П.Б. Лурье, А.И. Торгоев. 500 экз. ISBN 978-5-93572-522-8

[ аннотация: ]
В 2008 г. состоялась конференция, посвящённая памяти Б.И. Маршака. В настоящий сборник включены доклады, сделанные на этой конференции, и статьи, присланные по её завершении. Композиционным центром сборника является раннесредневековая Согдиана: её религия (Ю. Ёсида, С. Кристофоретти, Дж. Скарчиа, П.Б. Лурье, С. Пелло), археология (Ф. Грене, К. Рапен, М.К. Ахмедов), монументальное искусство (Л.Ю. Кулакова, Дж.А. Лернер, В.Г. Шкода, Т.Г. Цветаева). Остальные статьи посвящены более ранним государствам Средней Азии (Э. Паппалардо, К. Липполис, Н. Симс-Уильямс), близким (Е.А. Смагулов, А.Н. Подушкин) и дальним (Ю.А. Пятницкий, В.Н. Залесская) соседям согдийцев, тюркам, воспитанным на согдийской культуре (И.Л. Кызласов, А.И. Торгоев), отражению согдийских прототипов в искусстве исламского времени (Э.И. Грубе, М. Компарети, Э. Симc, Д.К. Мирзаахмедов, А.А. Иванов, Е.А. Армарчук), ягнобцам - современным носителям языка, близкого к согдийскому диалекту (А. Панаино, П. Оньибене).

На обложке: Светильник. Серебро, позолота. Согд. школа С. VIII-IХ вв. Государственный Эрмитаж.


Содержание

Предисловие. - 7

Олег Грабарь.
[ПИСЬМО К ОРГАНИЗАТОРАМ КОНФЕРЕНЦИИ]. - 9

Дополнения к библиографии Б.И. Маршака. - 10

Франц Грене, Клод Рапен (Париж).
ФОРМАЦИОННЫЕ ЭТАПЫ СОГДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. - 13
С.Б. Болелов (Москва).
РЕМЕСЛО ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. - 29
Элеонора Паппалардо (Турин).
*РИТОНЫ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ ИЗ СТАРОЙ НИСЫ. ЗАМЕТКИ ПО МЕТОДОЛОГИИ. - 45
Карло Липполис (Турин).
*«ТЁМНЫЙ ПЕРИОД» СТАРОЙ НИСЫ: ПОЗДНЕПАРФЯНСКИЕ СЛОИ В МИХРДАТКИРТЕ? - 60
В.А. Лившиц (Санкт-Петербург).
ПАРФЯНСКИЕ ШУТНИКИ. - 71
Николас Симс-Уильямс (Кембридж).
*«ВИХАРА ПРАВИТЕЛЯ» В КАРА-ТЕПЕ. - 77
А.Н. Подушкин (Чимкент).
ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ АРТЕФАКТЫ ГОРОДИЩА КУЛЬТОБЕ. - 82
Е.А. Смагулов (Туркестан).
КУЛЬТОВЫЕ ПОСТРОЙКИ ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА НА ГОРОДИЩЕ СИДАК (ЮЖНЫЙ КАЗАХСТАН). - 96
Джудит А. Лернер (Нью-Йорк).
*ИДУ: КИТАЙСКО-СОГДИЙСКАЯ ГРОБНИЦА? - 129
В.Г. Шкода (Санкт-Петербург).
Б.И. МАРШАК И ЖИВОПИСЬ ПЕНДЖИКЕНТА (МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЯ). - 147
Л.Ю. Кулакова (Санкт-Петербург).
РОСПИСИ ПАРАДНОГО ЗАЛА XXI ОБЪЕКТА ДРЕВНЕГО ПЕНДЖИКЕНТА. - 159
Маттео Компарети (Венеция).
*КОРОНАЦИЯ И НАВРУЗ: К ВОПРОСУ О РЕКОНСТРУКЦИИ УТРАЧЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ЦАРЯ НА РОСПИСИ ИЗ АФРАСИАБА. - 174
М.К. Ахмедов (Самарканд).
РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЙ «ДОМ ВИНА» НА АФРАСИАБЕ. - 190
Т.Г. Цветкова (Москва).
РЕЗЬБА ПО ГАНЧУ В ДЕКОРЕ ДВОРЦА ВАРАХШИ: МОТИВЫ, КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ И ЖИВОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ. - 196
Ютака Ёсида (Киото).
*ГЕРОИ ШАХНАМЕ В ТУРФАНСКОМ СОГДИЙСКОМ ТЕКСТЕ. СОГДИЙСКИЙ ФРАГМЕНТ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ОТАНИ В ЛУШУНЕ. - 201
П.Б. Лурье (Санкт-Петербург).
О СЛЕДАХ МАНИХЕИЗМА В СРЕДНЕЙ АЗИИ. - 219
Стефано Пелло (Венеция).
*БУМАЖНЫЙ ХРАМ: АРЖАНГ МАНИ В ПЕРСИДСКОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ И ВОКРУГ НЕЁ. - 252
И.Л. Кызласов (Москва).
ЕНИСЕЙСКАЯ РУНИЧЕСКАЯ НАДПИСЬ С ИРАНСКИМ ЗАИМСТВОВАНИЕМ. - 266
Ю.А. Пятницкий (Санкт-Петербург).
ГОЛГОФА И ЧЕТЫРЕ РАЙСКИЕ РЕКИ: НОВОЕ СЕРЕБРЯНОЕ ВИЗАНТИЙСКОЕ БЛЮДО НАЧАЛА VI ВЕКА В СОБРАНИИ ЭРМИТАЖА. - 295
В.Н. Залесская (Санкт-Петербург).
К ИНТЕРПРЕТАЦИИ СЮЖЕТА НА НЕСТОРИАНСКОМ ДИСКОСЕ ИЗ СЕЛА ГРИГОРОВСКОЕ. - 331
Симоне Кристофоретги и Джанроберто Скарчиа (Венеция).
*БЕСЕДЫ С Б.И. МАРШАКОМ О СИМУРГЕ И ТАКИ БУСТАНЕ. - 339
Д.К. Мирзаахмедов (Самарканд).
К СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ФАКТОРАМ РАЗВИТИЯ ГЛАЗУРОВАННОЙ КЕРАМИКИ МАВЕРАННАХРА IX - НАЧАЛА XIII в. - 353
А.И. Торгоев (Санкт-Петербург).
РЕМЕННЫЕ УКРАШЕНИЯ КАРАХАНИДОВ (К постановке проблемы). - 376
А.А. Иванов (Санкт-Петербург).
ТАИНСТВЕННЫЙ МАСТЕР МУХАММАД-АЛИ ИНАЙАТОН. - 402
Е.А. Армарчук (Москва).
ДЕКОРАТИВНЫЕ НАДГРОБИЯ ХОРЕЗМА И ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. - 408
Эрнст Й. Грубе (Лондон).
*НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ БЫТОВАНИЯ СОГДИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ. - 431
Элеанор Симс (Лондон).
*РУКОПИСЬ «ШАХНАМЕ» СТЕФЕНС ВРЕМЕНИ ИНДЖУ. МЫСЛИ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ДАНЬ Б.И. МАРШАКУ. - 450
Антонио Панаино (Равенна).
*ИТАЛЬЯНСКАЯ НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В ТАДЖИКИСТАН: СИТУАЦИЯ В ДОЛИНЕ ЯГНОБА. - 461
Паоло Оньибене (Болонья).
ИТАЛЬЯНСКАЯ НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ. - 477

Резюме. - 481
Принятые сокращения. - 495
________________________

Звёздочками (*) в содержании отмечены статьи, напечатанные по-английски (с русскими резюме размером порой до страницы).

Книге предпослана, как эпиграф, цитата из Маршака: «...Согдийские художники внесли замечательный вклад в сокровищницу мирового искусства. Сложение художественной среды, добившейся высокого профессионализма всех мастеров, преимущественное развитие повествовательных жанров - это достижения согдийской культуры, изучение которой заполняет пробел, находившийся между Ираном и Китаем, на карте цивилизованного мира эпохи раннего Средневековья. Согдийское художественное наследие донесло до нас вкусы и устремления народа, который знал почти все культуры своей эпохи, и при этом сохранил своеобразие своего искусства с его динамизмом и дидактизмом, связанными с задачей воспитания активного и обладающего самоуважением гражданина города-государства, преданного богам, верного героическому идеалу, стремящегося овладеть житейской мудростью.» (Б.И. Маршак. «Искусство Согда» [существует также то же с картинками]).
________________________

Что тут скажешь? Превосходно, есть что с кайфом почитать летом! :) Одна печаль: термоклей. Вообще-то я работаю над собой, стремлюсь верить в химию, но не настолько же! - полтыщи страниц всё-таки, плюс изрядная вклейка цветных иллюстраций на более плотной бумаге... Поистине, полагаю я, термоклей - это преступление против мировой культуры.

Продавать будут в эрмитажных киосках, стоить будет вряд ли больше 400 деревянных.

Эрмитаж, картинки, наука, имена, цитаты, ссылки, библиография

Previous post Next post
Up