Книга - лучший подарок... но сперва её надо купить! :)

Dec 22, 2011 08:08



Кемеровские коллеги, да пребудут их труды и дни благословенны, не перестают радовать нас новыми книжками.
Поскольку усилиями Я.А. Шера и других славных людей в Кемерове образовался один из крупнейших центров петроглифоведения, книжки эти часто бывают именно про петроглифы.
Вот и сейчас.

Наскальное искусство в современном обществе.
К 290-летию научного открытия Томской писаницы.
Материалы международной научной конференции (в 2-х томах).
Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. Том 1: 196 с. + 20 с.вкл. Том 2: 284 с.
(Труды САИПИ. Вып. VIII) ISBN 978-5-202-01025-5


Содержание первого тома:

Пленарные доклады
Советова О.С. Основные тенденции и актуальные проблемы современного петроглифоведения. - 7
Ковтун И.В. Письмагора: четыре столетия вокруг памятника. История открытия и исследований: 1630-1956 гг. - 14
Бобров В.В. Наскальное искусство в системе цивилизационных ценностей. - 24
Мартынов А.И. Наскальное искусство и исторический процесс. - 26
Шер Я.А. Археология, петроглифы и рыночная экономика. - 31
Hygen, A.-S. Management of large rock art landscapes: the cases of Tamgaly (Kazakhstan), Sarmishsay (Uzbekistan) and Gobustan (Azerbaijan) - experiences from a Norwegian point of view [Хиген А.-С. Опыт менеджмента крупных ландшафтов наскального искусства: Тамгалы (Казахстан), Сармишсай (Узбекистан), Гобустан (Азербайджан) - с норвежской точки зрения]. - 39
Савинов Д.Г. Тепсей, петроглифический микрорайон и возможности его изучения. - 48
Чирков В.Ф. Сибирская неоархаика как художественное направление в современном искусстве. - 53

Петроглифы Притомья: история открытий, развитие идей, результаты исследований.
Мартынов А.И. Ценностные аспекты Томской писаницы. - 63
Ковтун И.В. Письмагора великого неудачника Даниила Мессершмидта. - 69
Конончук К.В. Новые сведения о Карле Густаве фон Шульмане. - 75
Ожередов Ю.И.Томская писаница унтер-шихмейстера Ивана Смирнова. - 77
Конончук К.В. Рисунки Томской писаницы второй трети XVIII в. История создания и публикации. - 92
Конончук К.В. Источники описаний Томской писаницы в работах Г.И. Спасского. - 97
Ожередов Ю.И., Миклашевич Е.А. Томская писаница на фотографиях начала XX в. из Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета. - 102
Михайлов Ю.И. Время в петроглифах Томской писаницы. - 110
Ковтун И.В. Лосиха и лодка. - 113
Михайлов Ю.И. Лодки из страны предков. - 120
Марочкин А.Г. Материалы раскопок у Новоромановской писаницы: комплекс крохалёвской культуры эпохи ранней бронзы. - 124
Миклашевич Е.А. Документирование повреждений петроглифов Томской писаницы. - 128
Миклашевич Е.А., Бове Л.Л. Некоторые результаты перкуссионной дефектоскопии петроглифов Томской писаницы. - 138
Ковтун И.В., Русакова И.Д., Мухарева А.Н. Предварительные результаты расчистки от лишайников петроглифов Новоромановской писаницы. - 140
Мухарева А.Н., Русакова И.Д. Петроглифические коллекции в фондах музея-заповедника «Томская Писаница». - 148

Актуализация памятников наскального искусства.
Деятельность музеев-заповедников, сохранение, популяризация.
Каплунов В.А., Покровская А.Ф. Музей-заповедник «Томская Писаница». Прошлое и настоящее. - 157
Жанпеис Е.Ж., Железняков Б.А. О деятельности государственного заповедника-музея «Танбалы». - 162
Фараджева М. Инновационный процесс в музейно-археологическом комплексе Гобустан. - 164
Алтынбеков К., Чарлина Л.Ф. Реставрация памятников наскального искусства с антропогенными повреждениями (на примере комплекса Тамгалытас в Казахстане). - 167
Агеева Э.Н., Кочанович А.В. Превентивная консервация на памятнике наскального искусства Томская писаница. - 172
Демьянович Н.И., Мельникова Л.В., Николаев В.С. Информационное обеспечение подготовки к музеефикации на примере Шишкинской писаницы. - 176
Медведев В.E. Из истории организационно-охранных мероприятий на петроглифах Сакачи-Аляна. - 179
Волкова Ю.С. Экскурсия как форма привлечения внимания к проблемам сохранения археологического наследия. - 183
Фараджев А.А., Пчёлкин А.В. Выставка первобытного искусства в Москве. - 185
Ушницкий В.В. Наскальное изображение всадника со знаменем в качестве государственного герба Республики Саха (Якутия). - 185
Kumar, J. Actualisation of rock art sites as monuments of human passion, adventure and creativity. Кумар Дж. Актуализация местонахождений наскального искусства как памятников человеческой страсти, духа приключений и креативности. - 188
Dobson, J. ‘Painting for preservation’ project [Добсон Дж. Проект «Рисование для сохранения»]. - 189
_____________________________


Содержание второго тома:

Хронология и интерпретация наскального искусства
Eisenberg-Degen D. The petroglyphs of the Negev Highlands versus petroglyphs of the Western Dune Plains: economy, chronology and style [Эйзенберг-Деген Д. Петроглифы нагорья Негев в сравнении с петроглифами Западных Дюнных Гряд: экономика, хронология и стиль]. - 7
Gjerde J.M. Knowing places. Geographic information in landscapes of rock art [Гьерде Я.М. Распознавание местности. Географическая информация в ландшафтах наскального искусства]. - 12
Helskog К. Northern boats through 5000 years [Хельског К. Пять тысячелетий лодок севера]. - 19
Janik L. Accessing the Past - visual interpretation of prehistoric rock art [Джаник Л. Проникая в прошлое - визуальная интерпретация доисторического наскального искусства]. - 23
Дегтярёва А.Г. Проблема связи наскальных и культовых комплексов Сибири. - 24
Дэвлет М.А. Вопросы хроностратиграфии петроглифов Саянского каньона Енисея (по материалам изображений личин-масок). - 27
Есин Ю.Н. Наскальные изображения повозок эпохи ранней бронзы Минусинской котловины. - 31
Зинченко С.А. Звериный стиль как стадиальное явление в художественной культуре евразийских степей I тыс. до н.э. - сер. I тыс. н.э. - 32
Карелин В.Г. Путеводная гипотеза семантики уральских писаниц. - 37
Килуновская М.Е. Колесницы эпохи бронзы в наскальном искусстве Тувы. - 44
Кубарев Г.В. Гравировки на плитах из раннетюркских оградок в урочище Ак-Кообы на Алтае. - 54
Лазаретов И.П. Окуневские личины джойского типа - маркёры древних путей. - 59
Лапшина З.С. Личины петроглифов Амуро-Уссурийского комплекса: структура рисунка и художественный образ. - 64
Марсадолов Л.С. Звёздные аспекты сакральных колесниц из Турции, Китая и Алтая. - 68
Маточкин Е.П., Гиенко Е.Г. Космос и миф в Тархатинском мегалитическом комплексе. - 72
Медведев В.Е. О культурно-хронологическом соответствии киинских писаниц и поселений. - 77
Мунхбаяр Б.Ч. Изображения «тагарских» лошадей в петроглифах Монгольского Алтая. - 78
Мусеибли Н. Параллели петроглифам Гямигая на керамике эпохи бронзы Азербайджана (вопросы хронологии). - 81
Окладникова Е.А. Решетчатые фигуры Калбак-Таш (Горный Алтай). - 86
Рогожинский А.Е. Образы и реалии древнеземледельческой цивилизации Средней Азии в наскальном искусстве эпохи бронзы южного Казахстана и Семиречья. - 87
Рыбаков Н.И. Отдельная манихейская миссия на Июсы. - 100
Сала Р., Деом Ж.М. Семиологические методы изучения наскального искусства. - 109
Семёнов Вл.А. Плита с окуневской личиной со стоянки Кара-Орга в Туве. - 129
Швец И.Н. Сюжеты окуневского изобразительного типа в наскальном искусстве Казахстана. - 134

Документирование наскального искусства
Helskog К. Scanning rock art, the ultimate documentation? [Хельског К. Сканирование наскального искусства - оптимальный метод документирования?] - 141
Hygen A.-S. Ethics of rock art documentation: methods, contexts and consequences [Хиген А.-С. Этические принципы документирования наскального искусства: методы, контексты и последствия]. - 144
Jacobson-Tepfer E. The relationship of rock art documentation to cultural knowledge [Якобсон-Тэпфер Э. Культурологический аспект документирования наскального искусства]. - 152
Заика А.Л., Кузнецов А.Л., Березовский А.П. Зимние исследования петроглифов (предварительные итоги). - 153
Лобанова Н.В. Опыт документирования петроглифов Онежского озера (1998-2010 гг.) . - 160
Максимова M.B. Святилище Суруктах-Хая (Якутия): перспективы повторного исследования. - 162
Сазонова О.М. Развитие методики исследования петроглифов Среднего Енисея в XVIII - перв. пол. XIX в. - 165
Солодейников А.К. Каталогизация наскальной живописи Каповой пещеры. - 168
Черемисин Д.В. О копировании граффити Горного Алтая. - 175

Региональные исследования
Kumar G. & Bednarik R.G. Discovery of Lower Palaeolithic petroglyphs from Central India and its impact on the concept of cognitive and cultural evolution of the hominins [Кумар Дж., Беднарик Р. Открытие нижнепалеолитических петроглифов в Центральной Индии и его значение для концепции когнитивной и культурной эволюции гоминид]. - 181
Krishna R. & Kumar G. Interpretation of Lower Palaeolithic cupules at Daraki-Chattan in Central India: a physico-psychological approach [Кришна Р., Кумар Дж. Интерпретация нижнепалеолитических ямочных углублений из Дараки-Чаттан в Центральной Индии: физико-психологический подход]. - 188
Sefton С.Е. Molluscs, fish and eels on the coast estuary and hinterland on the Woronoora Plateau [Сефтон К.Э. Изображения моллюсков, рыб и угрей в наскальном искусстве дельты рек и прибрежной зоны плато Воронора]. - 196
Гиря Е.Ю., Дроздов Н.И., Дэвлет Е.Г., Макулов В.И. О работах по трасологическому изучению петроглифов Шалаболино. - 201
Мурадова Э. Памятники наскального искусства Туркменистана. - 207
Ожередов Ю.И. Памятник наскального искусства Хату-Хутэл в Монголии. - 211
Рогожинский А.Е. Удостоверительные знаки-тамги кочевников нового времени и средневековья в горных ландшафтах Семиречья, Южного и Восточного Казахстана. - 217
Русакова И.Д. По следам первопроходцев (исследование петроглифов Боярского хребта в Хакасии). - 226
Тишкин А.А., Мухарева А.Н., Мунхбаяр Б.Ч. Новые петроглифы в долине Буянта (Западная Монголия). - 233
Чигаева В.Ю., Симонова И.Л. Интерпретация одной средневековой плоскости на памятнике Ээрбек-I (Тува). - 236

Древние образы в современном искусстве
Kaner S. Contemporary art and ancient imagery [Канер С. Современное искусство и древние образы]. - 241
Гурьянова Г.Г. Неоархаика в искусстве Сибири XX - нач. XXI века. - 242
Долговесова Е.Б. Женские образы в древнем и современном искусстве Южной Сибири. - 246
Кичигина А.Г. Мифологемы в искусстве неоархаики. - 251
Кичигина А.Г. Принципы использования мифологем в неоархаике. - 254
Ломанова Т.М. Мир образов Николая Рыбакова. Вне времени и пространства. - 256
Ломанова Т.М. Образы древней Сибири в керамике Красноярска. - 258
Лубышева А.Г., Симонова И.Л. Варианты осмысления историко-культурного наследия Сибири в современном искусстве (на примере выставочного проекта «Сибирский Миф. Голоса территорий»). - 262
Маточкин Е.П. Древние образы в искусстве Горного Алтая. - 264
Rees В. The Trouwerner rock art legacy [Рис Б. Наследие наскального искусства Траувернера]. - 271
Симонова И.Л. Малоизвестное монументальное панно Н.Я. Третьякова на археологическую тему в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. - 271
Шишин М.Ю. «Животворящий космос» в искусстве Ларисы Пастушковой (опыт философской рефлексии). - 275
_____________________________________________________________________________________________

Английские названия сохранены там, где по-английски напечатан основной текст, сопровождаемый русским резюме. Русские тексты, соответственно, имеют англоязычные версии, краткие или не очень, где как. Картинок много, в первом томе цветная вклейка приемлемой печати, остальное напечатано тоже сравнительно неплохо.

Приобретать эти тома, под завязку набитые в основном всякими интересностями, любопытностями и занятностями (ну и без глупостей, конечно, не обошлось, в природе не бывает сборников без этого жанра), прежде всего надо, разумеется, у кемеровских коллег; питерцам, однако, свезло: эти книжки, рублёв по 300 каждая, вскоре (как доедут) будут доступны в отделе археологии Гос. Эрмитажа. Там же, но местами подороже, можно будет обрести и другие многославные труды, например, недавно отрекламированную в этом журнале книгу Н.Ю. Кузьмина, ранее представленные сборники в честь Д.Г. Савинова и Я.А. Шера, а также книгу Э.Б. Вадецкой «Древние маски Енисея». Может, и ещё что-нибудь найдётся. Для тех, кто не знает, как это сделать технически: заходите с Дворцовой набережной через Малый подъезд (там, где дирекция и Эрмитажный театр) и сразу при входе видите на доске объявлений бумажку про книжки с дальнейшими инструкциями.

И, кстати, прекрасный Хохлач И.П. Засецкой, страждущим на счастье, ещё не весь разбежался с эрмитажных лотков (напр., у Колыванской вазы и у Рыцарского зала). Но - разбегается, так что спешите-спешите! ;)

картинки, имена, ссылки, библиография, петроглифы

Previous post Next post
Up