Мне кажется совершенно неправильным, что иные преполезнейшие издания остаются не только недоступными для широкой публики, но даже и не представляются ей должным образом. И раз уж благодаря замечательной
ashako, поклон ей земной и нескончаемые благодарности, я оказался избавлен от необходимости выкладывать кругленькую сумму за каталог эрмитажной выставки
Пещеры тысячи будд, то хотя бы частично поделиться, полагаю, просто обязан.
Какие-то фрагменты, вероятно, позже тоже понемногу окажутся в сети, но это когда-нибудь потом. А пока - представление по полной форме.
Пещеры тысячи будд. Российские экспедиции на Шёлковом пути.
К 190-летию Азиатского музея: каталог выставки. Науч. ред. О.П. Дешпанде.
Государственный Эрмитаж; Институт восточных рукописей РАН.
СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. 480 с. 1000 экз. ISBN 978-5-93572-340-8
Аннотация:
Государственный Эрмитаж совместно с Институтом восточных рукописей РАН представляют каталог временной выставки «Пещеры тысячи будд». Эта экспозиция стала возможной благодаря материалам, собранным в конце XIX - начале XX в. российскими экспедициями в Восточном Туркестане (совр. Синьцзян-Уйгурский район Китайской Народной Республики). На выставке многие памятники письменности и изобразительного искусства демонстрируются публике впервые.
Каталог предназначен для читателей, интересующихся искусством Востока.
Содержание
Пояснение к каталогу. - 7
Сокращения, используемые в тексте. - 8
М.Б. Пиотровский, И.Ф. Попова. Вторая буддийская выставка. - 9
И.Ф. Попова, К.Ф. Самосюк. О коллекциях и выставке. - 12
К.Ф. Самосюк. Западный край. Историко-культурный очерк. - 14
И.Ф. Попова. Исследование Центральной Азии на рубеже XIX-XX вв. - 23
М.И. Воробьёва-Десятовская. Рукописное дело на Великом Шёлковом пути. - 36
Оазисы вдоль Шёлкового пути. Каталог. - 41
ХОТАН. - 42
М.И. Воробьёва-Десятовская. Русские исследователи Хотана. - 43
Ю.Е. Елихина. Культура и искусство Хотана. - 44
М.И. Воробьёва-Десятовская. Памятники письменности из Хотана. - 47
Памятники изобразительного искусства. - 48
Памятники письменности. - 103
КУЧА. - 118
М.И. Воробьёва-Десятовская. Экспедиция М.М. Березовского 1905-1908 гг. - 119
К.Ф. Самосюк. Культура и искусство Кучи. - 120
М.И. Воробьёва-Десятовская. Рукописи из Кучи. - 124
Памятники изобразительного искусства. - 125
Памятники письменности. - 156
КАРАШАР. - 174
И.Ф. Попова. Первая Русская Туркестанская экспедиция в Карашаре. - 175
К.Ф. Самосюк. Культура и искусство Карашара. - 176
И.Ф. Попова. Рукописи из Карашара. - 179
Памятники изобразительного искусства. - 180
Памятники письменности. - 202
ТУРФАН. - 206
И.Ф. Попова. Русские исследователи памятников Турфана. - 207
Н.Г. Пчелин. Культура и искусство Турфана. - 209
И.Ф. Попова. Рукописи из Турфана. - 213
Памятники изобразительного искусства. - 214
Памятники письменности. - 241
ДУНЬХУАН. - 252
И.Ф. Попова. Вторая Русская Туркестанская экспедиция С.Ф. Ольденбурга (1914-1915). - 253
М.Л. Рудова. Культура и искусство Дуньхуана. - 256
И.Ф. Попова. Рукописи дуньхуанской библиотеки. - 261
Памятники изобразительного искусства. - 264
Памятники письменности. - 287
ХАРА-ХОТО. - 312
К.Ф. Самосюк. Экспедиция П.К. Козлова в Хара-Хото 1907-1909 гг. - 313
К.Ф. Самосюк. Искусство Хара-Хото. - 315
Е.И. Кычанов. Памятники письменности тангутов. - 318
Памятники изобразительного искусства. - 320
Памятники письменности. - 370
Приложения. - 395
Приложение 1.
Рукописи, не связанные с оазисами. - 396
Приложение 2.
Памятники из коллекции А. Грюнведеля. - 426
К.Ф. Самосюк. Коллекция А. Грюнведеля. Краткая справка. - 426
Памятники изобразительного искусства. - 428
Глоссарий. - 456
Сокращения в библиографии. - 468
Библиография. - 469
Сводная таблица хронологии экспедиций. - 476
Summary. - 478
_____________________
Книга заявлена как научное издание, но в силу особенностей жанра она таки немного популярна, что не избавляет господ специалистов от необходимости найти время и изучить её во всех подробностях. Единственное, что я назвал бы... ну, не недостатком, а... нет, словом, предела совершенству, - обусловлено, как положено, достоинством, совместностью всего предприятия (Эрмитаж и ИВР РАН). Разделы о рукописях, наверное, могли бы быть чуть поменьше, а за их счёт можно было бы поподробнее представить изобразительные материалы (больше картинок, больше деталей). Древняя рукопись как вещь - это, конечно, очень красиво, но когда их много-много, и все, мягко говоря, не очень понятны без подробнейшего профессионального разъяснения - от этого всё-таки немного устаёшь. Впрочем, авторского взгляда никто не отменял. А в остальном - совершенно замечательную штуку сделали эрмитажники в компании с востоковедами, просто-таки ура-ура и спасибо-спасибо. :)
(См. тж.
расширенное представление.)