"Война и мир. Начало романа" в театре Фоменко

Oct 07, 2016 01:17



Пришла на «Войну и мир. Начало романа» в театр Фоменко, дочитывая четвертый том, и испытала от постановки то удовольствие и нежность, с которой пересматриваешь детские фотографии.

Тогда же вдруг поняла (и удивилась), что огромный, тяжелый и докучливый Толстой совершенно незаметно занял мои будни. Я все время о нем думаю, все время с ним спорю. А вот Фоменко не спорит. Даже не просто не спорит, а не считает дерзостью ставить первый том на сцене.

Наверное, в этом и секрет успеха. Никакого постмодернизма, почти плоские декорации и блеклые костюмы, - потому что объем и цвет в избытке обеспечивает текст. Все настолько органично, что даже параллельные образы, - т.е. сыгранные одними актерами разные роли в трех актах, "Петербург", "Москва" и "Лысые горы", как и более прослеживаемое по книге собственно деление на Петербург, Москву и Лысые горы, - кажутся вовсе не режиссерской находкой, а задумкой Толстого.

Да нет же, это точно задумка Толстого. Дуэты Шерер - князь Василий и Наталья Ростова - Илья Ростов передают противоположность петербургской и московской России. Николай Ростов, богатый и добрый (потому что может себе это позволить), - и Долохов, бедный и злой (потому что быть бедным и добрым сложнее), тоже своеобразные антиподы. Эти персонажи позже пересекутся на любви к Соне, двойник которой в постановке маленькая княгиня, Лиза, - обе вопреки их воле будут пожертвованы ради «настоящих». Здесь можно было бы ожидать параллели Наташа - Марья (только они и умеют «как надо», т.е. по Толстому, любить мужчин, и обе ловят себя на измене любимым мужчинам уже на стадии мысли). Но нет, Наташу играет та же актриса, что и Элен. Невольно вспоминается, что про обеих Пьер думал, что они не умны (правда, у Толстого все женщины не умны, но, о, спасибо, щедрый гений, не умны по-разному).

Пьер же, как и Андрей, не имеет двойника в постановке. Конечно, если их и сравнивать, то только между собой, и совершенно в духе школьного сочинения. Но, пожалуй, делать это в первом томе рано. Тем не менее, спектакль заканчивается именно на нем. И продолжение не предусмотрено. Да и зачем оно нужно, когда все уже сказано. Ключик вставлен в скважину, осталось лишь повернуть.

http://fomenko.theatre.ru/performance/warandpeace/

театр

Previous post Next post
Up