Cartas de Argentina. 7. Argentinidad al palo.

Nov 25, 2010 05:17


Запись под названием "Argentinidad al palo" зрела в моей голове уже давно, с тех пор как я стала подозревать, что в совокупности отличий аргентинцев от нас должна быть какая-то система. Думала, пока рассматривала расписанные политическими лозунгами стены зданий, думала, дожидаясь своей очереди в круге передачи мате, думала, удивляясь на количество психологических практик в городе. Истина стала проясняться в процессе обучения танго. Поневоле задумаешься, когда незнакомые мужчины передают тебя из рук в руки, как чашку мате. Как будто этот танец аккумулирует пресловутую argentinidad.

"Argentinidad" - это производная от названия страны и ее национальной идентичности. "Al palo", если грубо, - "по полной". Аргентинцы, объясняя это слово, начинают дергано жестикулировать, как будто самовыражаются на дискотеке.
Если вы знаете испанский, не поленитесь посмотреть текст этой песни. Она очень известна в Аргентине. По сути, это перечисление самых значимых достижений и объектов национальной гордости. В числе первых стоят самая длинная в мире улица (проспект 9 июля в Буэнос-Айресе, кстати, неправда, есть длиннее), самые красивые девушки в мире (! - а вы что думали?!) и dulce de leche (вареная сгущенка, по-нашему). Из человеческих особей перечисляются, например, El Che, Гардель и Марадона.
Все это - свято. И очень серьезно. Поставить под сомнение божественный вкус альфахоров (печенье с вареной сгущенкой) значит нанести оскорбление пресловутой аргентинской гордости. Кстати, национальная гордость - это тоже национальная гордость. Понимаете?



Страна живет в постоянном стрессе из-за политических перипетий и кризисов экономики. Государственный переворот и беспредел военных хунт - обычное дело, последний кризис имел место в 2001 году. Мы, конечно, можем надсмехаться над этими марионеточными оперетками, но они делают аргентинцев в чем-то умнее и выносливее стареньких наций.



К американскому и европейскому кризису прошедшего года тут относятся скептически: «Ну подумаешь, миллионы людей временно остались без работы. Для нас это норма».
Я не зря снова углубилась в дебри местной политики. Задумайтесь о сложных моментах российской истории: в чем люди искали поддержку? В религии. И кто бы как к этому не относился, но это основа и суть нашей культуры и морали. А тут такого нет. Местные говорят, что католичество дискредитировало себя в Аргентине. (Правда, имейте в виду, что я живу в университетском городе; соседний Санта-Фе, например, славится своей набожностью, но и они - исключение.) А что есть? Есть психологи. «Argentina es la capital de psicología» («Аргентина - столица психологии»), гордо заявляет каждый посетитель психологических консультаций. И тех, и других здесь в избытке. Также пользуются популярностью диетологи.
Из других вариантов восстановление внутреннего баланса я бы выделила медитацию и увлечение восточными верованиями, разговоры на сексуальную тему, а также татуировки, футбол и повальное увлечение хэвиметаллом в возрасте хорошо за тридцать (последние три пункта нужно рассматривать вместе).
Сначала мне казалось совпадением, что каждый второй, с кем я знакомлюсь, занимается медитацией. Но количество телевизионных программ, объявлений на столбах и разговоров на тему убедило меня, что медитация действительно популярна. Ей нередко сопутствует увлечение буддизмом. В фаворе вонючие ароматные палочки, статуэтки Будды и прочие атрибуты.
Любой разговор в любой компании любого возраста и пола сводится к постельным темам. Когда я начинаю краснеть, мои собеседники расходятся еще больше и принимаются скандировать на всю улицу/помещение все известные им синонимы отдельных частей тела. Помните, я писала, что здесь в порядке вещей сходу спрашивать, если ли молодой человек/девушка? Это еще что, теперь сразу после вопроса «как долго ты уже в Аргентине» следует «А у тебя уже есть латиноамериканский любовник?». При этом аргентинцы не «озабоченные», просто для них это нормально и совершенно не постыдно.
К традиционной теме традиционных отношений теперь добавилось еще обсуждение отношений нетрадиционных: в августе этого года были официально узаконены браки гомосексуалистов. Общественность буйствовала целую неделю: каждый день друг друга сменяли демонстрации торжествующих геев и негодующих католиков. Один день улицы наводняли гомосексуалисты, на следующий день реакционеры, потом снова гомосексуалисты, и так далее. Манифестации были такими большими, что по некоторым улицам было не пройти. Одной моей знакомой удалось протолкаться к автобусу, только сообщив окружающим, что она опаздывает на свадьбу геев в США.
Я уже приучилась не шевелить ни одним мускулом при мимолетных упоминаниях о сожителе того же пола. Правда, с ужасом осознала, что геи уводят у женщин мужчин. И каких, мама дорогая!.. А здешние женщины этого как будто не замечают, и продолжают возмущаться, что их мужчины - «machistas». Мужчины, слыша это, смиренно кивают головами, как бы говоря: «Да, да, конечно, как тебе угодно, дорогая».



…Вот сейчас я, наконец, изящно перейду к главной мысли. Из Москвы меня частенько спрашивают «ну и как тебе аргентинцы?». (Симптоматично, что спрашивают почти всегда друзья мужеского полу.) Отвечаю: очень даже нравятся, потому что очень разные. Есть до неприличия стереотипные латиноамериканцы, есть суровые немцы, есть невероятно красивые потомки испанцев и итальянцев. (Последние, правда, рождают во мне страшный комплекс неполноценности: я слишком высокая!)





А есть и вовсе обезьяноподобные типы, от которых глаз не оторвать. Не понимаю, как так случилось, но смешиваясь, аргентинцы не смешиваются. В кругу будет сидеть десять человек, и ни один не будет похож на другого. У родителей-немцев дети похожи на испанцев, двух сестер объединяет как будто только фамилия…
Как из масла с водой, из аргентинцев разного происхождения не получается однородного теста. Но разнообразие, поражающее мою взыскательность, здесь очень индивидуально. А яркая индивидуальность аргентинской нации заключается именно в ее разнообразии.



Аргентина, photo, путешествия, фото, travel

Previous post Next post
Up