В 12 главе книге Исход мы находим описание того, как в месяце Нисане Бог повелевает всему израильскому обществу с особыми указаниями приготовить и съесть в ту же ночь агнца «без порока, мужеского пола, однолетнего». А все это ради спасения израильтян и избавления их от кары, которую Господь навел на землю Египетскую. Сам же Господь и именует закланного агнца «Пасхой». Впоследствии израильский народ ежегодно стал праздновать Пасху 14 Нисана.
В Св.Писании тема «пасхального агнца» имеет важное прообразовательное значение. Следует привести ряд цитат, доказывающих это положение и увидеть, что сами авторы священных текстов, осененные благодатью Святого Духа, видели в пасхальном агнце глубокий сотериологический характер.
Еще в ветхозаветную пору святой пророк Исайя прорекая пришествие Мессии и искупительную сторону его служения говорит о Нем так: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис 53,7). Сравнение с агнцем, конечно же, говорит о том, что Исайя провидит в Мессии Жертву, в «приношении» которой будет заключаться избавление и спасение человечеству.
Во времена Нового Завета, уже с пришествием Мессии-Христа, более широко раскрывается прообразовательный смысл жертвенного агнца, невинность и непорочность которого означало невинность и непорочность воплотившегося Слова Божия, Иисуса Христа. Как агнец был жертвой во искупление виновных во грехе, так и Христос «принес Себя непорочного Богу», чтобы «очистить совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр 9,14). Да, и Сам Он о Себе свидетельствовал, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20,28). Свидетельствовал о Нем и Иоанн Предтеча, когда увидел Его идущего к нему: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1,29).
На пасхального агнца, по всей видимости, ссылался и апостол Иоанн, описывая голгофские события: «Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин 19,33-36). Еще в первую пасхальную ночь, когда израильтяне оставили Египет, они исполнили заповедь Бога о Пасхе (агнце): «В одном доме должно есть ее, не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте» (Исх 12,46). Очевидно, что св.Иоанн Богослов ссылался именно на это указание Господа в книге Исход.
Наверное, пророчество Исайи о грядущем Искупителе, приведенное выше, является одним из самых ярких ветхозаветных свидетельств о деле, совершенном Господом Иисусом Христом. Ведь, надо полагать, Промыслом Божиим случилось так, что евнух эфиопский озадачился именно этим местом из Писания (Ис 53): «И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян 8,26-35). Этот эпизод лишний раз показывает, что именно Иисуса Христа видит Исайя, а также, следовательно, и апостол Филипп, в жертвенном агнце, прообразовавшем Спасителя.
Замечательно свидетельство апостола Петра, писавшего в своем соборном послании следующее: «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1Пет 1,17-21). В словах первоверховного апостола нам открывается некогда скрытая для израильского народа истина, что Агнец-Христос «предназначен еще прежде создания мира», что всеведению Бога еще до сотворения мира было известно падение и отступление человечества, что промысел Бога о мире простирается далеко в века и на все человечество, что само повеление Творца, совершенное в определенный исторический момент, о пасхальном агнце есть промыслительное действие и, как бы, следствие искупительной жертвы Христа, свершившейся гораздо позже… «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим 11,33).
Последние в Св.Писании указания на Христа, как на Агнца, можно найти в Откровении Иоанна Богослова: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр 5,6-14). Не трудно определить в «Агнце как бы закланном» Господа Иисуса Христа. В дальнейших описываемых событиях Апокалипсиса слова об Агнце-Христе встречаются непрестанно. Достаточно лишь вкратце привести некоторые цитаты: «ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод» (Откр 7,17); «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр 12,11); «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Откр 17,14); «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр 19,7); «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр 21,14); «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр 21,27).
Итак, из всего упомянутого выше из Св.Писания отчетливо видно, что прообразовательное значение пасхального агнца заключается в деле, совершенном воплотившимся Сыном Божиим, Иисусом Христом, в Его искупительном подвиге - Крестной Жертве за род человеческий.