О гастрольной поездке " Киевской камераты" с моими " Временами года"

Mar 02, 2012 13:25

Итак, дорогие друзья, опишу-ка я недавнюю поездку гастрольную , ибо она для меня была очень важной, и, думаю, есть у меня несколько мыслей по поводу оной, которые могут показаться небезынтересными моим коллегам и  людям, неравнодушным  к современному музыкальному процессу

Написал вот я в прошлом году произведение под названием "Времена года " в девяти частях по заказу известной украинской скрипачки Богданы Пивненко (произведение я ей и посвятил ) ... Послушать кстати его можно здесь (тут есть два варианта записи, но слушать я рекомендую второй вариант ( там, где меньшее количество прослушиваний )  , ибо это второе, более "зрелое", что ли, исполнение, да и робота звукорежа лучше, по моему...)

http://classic-online.ru/ru/production/25237

кстати, я и партитуру добавил, если вдруг станет интересно ))

Богдана Пивненко обещала исполнять цикл и дальше, и обещание вот и выполняет ! )) Мы проехались гастролями по ряду западно-украинских городов ( Косів , Івано-Франківськ , Чернівці , Коломия , Тернопіль ). " Времена года " играли мы всюду, иногда в сокращенном варианте (цикл допускает исполнение не в полном виде ) , но в более крупных городах , как И.-франковск, Черновцы и Тернополь Concerto grosso # 4 ( такой вот подзаголовок носят мои " времена" , но я его особо не афиширую ))...) был исполнен полностью

Программа гастролей составляли полностью произведения украинских композиторов. Чтобы иметь полную и ясную картину , я напишу, что именно мы играли. В первом  отделении---"Мелодия" Скорика, Allegro Мейтуса , " Романс " Глиэра , мои "Времена года" , третью часть из 7-й камерной симфонии Станковича  под названием " Как-то в гостьях у великого Вивальди...", обработка "Щедрика" Леонтовича для струнного оркестра Ланюка , " Карпатская рапсодия " Скорика. ( Естественно, мы играли не все, я просто перечисляю весь наш репертуар на гастролях ...)

Второе отделение было посвящено музыке Владимира Зубицкого. Мы играли концерт для скрипки с оркестром ( год написания---1977 ), потом Зубицкий играл сам на баяне несколько своих пьес, а потом мы играли " Россиниану" (фантазию
на темы Россини для баяна и оркестра ) , " Чао мучачо " (фанатазию на тему " Бесаме мучо " для скрипки и оркестра ), и заканчивали концерт " Посвящением Пьяццоле " для скрипки , баяна и оркестра .
Должен сказать, что из произведений Зубицкого, что мы исполняли, только скрипичный концерт был на авторском материале ( ну и пьесы для баяна соло ). Остальные пьесы---"паратизирование" на известных хитах в угоду непритязательной публике. Справедливости ради хочу отметить, что "паразитирование" это выполнено блестяще в плане мастерства аранжировщика. Впрочем, можно посмотреть  на все это с позиции постмодернизма, и  все Зубицкому простить )))...Мол, он смиренно признал преимущество чужого материала, и просто мастерски и доходчиво транслирует его публике, которая, кстати, жаждет услышать нечто узнаваемое и любимое...Кстати, традиция эта старая, Бах тоже "пропускал через себя" Вивальди и транслировал его немецкой публике, и Лист этим занимался (парафразы), и Глинка, и много-много других

Из вышесказанного вы, дорогие друзья, поняли, что соперник у меня был серьезный. Естественно, что Зубицкий имел бурный успех (но не скрипичный концерт ))) ). Мои " времена", несмотря на якобы демократичность муз.языка, все-таки подразумевают вдумчивое слушание, некую концентрированность сознания, нацеленность на взгляд "внутрь себя". Учитывая все это, я  готов был к провалу, но провала не произошло. Во время слушания "неподготовленная публика " вела себя очень тихо, чувствовалась напряженная тишина, и довольно теплый прием в конце..
Еще я понял , что публика , в принципе, готова к восприятию любых композиторских техник . Ведь у меня во "временах" довольно большой спектр современных выразительных средств, а именно---алеаторика , сонористика, пережатия, кластеры...Но все это дозированно, и в контексте музыки модальной, мелодической , с фольклорными интонациями иногда. Если вышеуказанные музыкальные средства работают на образ, то публика их прекрасно воспринимает, без протеста внутреннего.
Кстати, я видел реакцию маленьких детей на мою четвертую часть , "Проростание " (апрель). Там она начинается с постукиваний, шипений, тихой такой вот возни, без звуковысотности никакой , и на фоне этого появляется мелодия у окарины (народного духового инструмента, "кукушки" ) . Дети , которые томились и ёрзали, вдруг начали сосредоточенно слушать. Детям малым вот такое нарвится )))

В общем, настроение у меня оптимистическое, я понял, что любая публика может воспринять все. Главное, насколько композитор, и, что очень немаловажно, исполнитель сам внутренне убежден в том, что он делает. Если есть эта убежденность, то появляется так называемая энергетика, которая передается
Previous post Next post
Up