ГЛАВА VIII: Нравы и обычаи жителей - продолжение

Nov 27, 2021 18:06

Вьючные мулы. - Аррьерос. - Ласо.

Я уже отмечал, что из-за плохого состояния дорог и отсутствия колесных экипажей большая часть перевозок производится здесь посредством вьючных мулов. Мул и бурро служат жителям Нью-Мексико не менее верно, чем верблюд служит арабам. Вьючные мулы, нагруженные примерно тремястами фунтами каждый, движутся гуртом в несколько сотен, а иногда и тысяч голов; благодаря своей выносливости они способны пересекать скалистые горы и песчаные пустыни, где лошадям было бы почти невозможно нести свою ношу. Груз перевозят на вьючных седлах своеобразной формы, специально сделанных и на местном языке называемых капарехо. Седло состоят из широкой кожаной подушки, набитой сеном или травой, которая облегает спину животного и несколько свисает по бокам. Оно закреплено широкой перевязью из морской травы или кожи и так туго притянуто к туловищу мула, насколько он способен это вынести. Вьюки, иногда один, а иногда по два на каждое животное, привязаны к седлу веревками, свитыми из травы, или сыромятными ремнями. Каждая единица груза называется карга. Если вьюк только один, его привязывают сверху седла, если их два, то они закрепляются по одному с каждой стороны. Караван вьючных мулов обычно возглавляет степенный опытный мул с колокольчиком на шее, он называется мулера; караван называют атахо, а тех, кто его ведет и ухаживает за животными, - аррьеро, или погонщиками мулов. Обычно на каждые десять мулов приходится один погонщик; караван следует со строгим порядком и системой, у каждого аррьеро есть свое собственное место и определенные обязанности.

Во время перехода у всех погонщиков мулов множество дел. Вьюки постоянно приходится поправлять, ремни и веревки, удерживающие их, ослабевают; и очень часто утомившиеся животные ложатся, тогда им нужно помочь подняться, так как без посторонней помощи встать с грузом они не могут. Обычно за день атахо проходит двенадцать-пятнадцать миль, и пока мулы не остановятся на ночевку, их не освобождают от груза. Аррьеро навьючивают и развьючивают мулов с большой ловкостью, а мастер своего дела способен подтянуть вьюк всего за несколько минут. Когда пройден дневной переход, выбирается удобное место для стоянки, где мулов освобождают от бремени и отпускают пастись под присмотром субанеро, всегда в сопровождении опытного мулеры, который не дает им разбредаться. Вьюки и седла нагромождают в ряд на земле или, если потребуется, располагают так, чтобы образовать своего рода укрепленный лагерь для защиты от нападения индейцев. Если может пойти дождь, их накрывают тканью из растительных волокон, которую возят специально для этого. Такой вид перевозок не так дорог и почти так же скор, как доставка колесным транспортом. Погонщики мулов обычно ездят на хороших лошадях, что позволяет им легче справляться с большим караваном мулов.

Жители Нью-Мексико - прекрасные наездники, поскольку самый распространенный способ передвижения здесь - верховая езда, и мальчиков учат ей с младенчества. Аррьеро и вакеро можно отнести к числу самых искусных наездников в мире, их не смогут превзойти ни татары, ни донские казаки. Жители Южной Мексики тоже превосходно ездят верхом. На полном скаку они нагибаются с седла и поднимают с земли носовой платок, не останавливая коня; они также способны во мгновение ока на всем скаку поднять лошадь на задние ноги, развернуть ее и умчаться тем же аллюром в противоположном направлении. Погонщики мулов и пастухи необычайно искусны в метании ласо. Это длинная веревка, сплетенная из конского волоса или сыромятная, на одном конце которой сделана скользящая петля, а другой конец прикреплен к луке седла. Таков их излюбленный способ поимки отбившихся от стада животных, и когда кто-то из них, со своим ласо, не знающим промаха, преследует беглое животное, он непременно схватит беглеца. Петлю набрасывают на рога или шею, и настолько точно, что промахи бывают очень редки, даже когда оба животных мчатся во весь опор. Как только петля наброшена, всадник закручивает ласо на два-три оборота вокруг седельной луки и внезапно останавливает свою лошадь, из-за чего пленник редко не оказывается сбитым с ног. Таким образом на равнинах ловят самых диких лошадей или берут в плен и усмиряют самых свирепых быков.

В той или иной степени ласо используют все слои сельских жителей, умение обращаться с ним развивается с малых лет. Маленьких мальчиков влечет к нему так же сильно, как тянет к ружью американских детей, и они начинают использовать ласо в куда более нежном возрасте. Меня частенько забавляло зрелище того, как мальчики оттачивают свое мастерство на гусях, курах и индюшках, живущих возле дома; и не раз я видел, как старого индюка, шествующего так важно и гордо, внезапно останавливало захлестнувшееся на ногах ласо какого-нибудь проказливого постреленка. Они докучают свиньям, уткам и прочим домашним животным, рассматривая тех, как подобающую им и законную добычу. Иногда в стычке с врагами ласо используют как наступательное оружие. Известно, что петлю набрасывали индейцу на шею или туловище, а затем на всем скаку тащили противника по кочкам и ямам, пока не оглушали его настолько, что при желании могли бы с легкостью разделаться с ним. В схватках с медведями и другими дикими зверями ласо частенько удается сослужить хорошую службу, и многих свирепых обитателей гор и равнин с его помощью захватывали в плен и расправлялись с ними, не прибегая к пороху или пуле.

Примечания
1. Законодательное собрание территории на сессиях 1855 и 1856 года приняло закон об учреждении системы начальных школ, на содержание которых пойдет налог, взимаемым с имущества населения. Четыре округа были освобождены от общего действия закона, вследствие чего их гражданам разрешили голосовать за или против его принятия. Выборы были официально объявлены губернатором и состоялись 31 марта 1856 г. со следующим результатом:
Округ За Против
Таос… 8… 2150
Рио-Арриба… 19… 1928
Санта-Ана… 8… 456
Сокорро… 2… 482
37 5016

Результаты показывают, что при общем числе проголосовавших 5053 в пользу государственных школ высказались только 37 человек, что показывает воистину удивительное сопротивление делу образования. Такую непримиримую враждебность к школам и развитию ума можно объяснить только следующими причинами: люди настолько погрязли в невежестве, что не способны полностью оценить преимущества образования. Поэтому делу образования вовсе не стоит рассчитывать на сознательность населения; приговор гласит, что люди более любят тьму, чем свет.

Новая Мексика

Previous post Next post
Up