Образование. - Сельское хозяйство. - Почва.
Образование в Нью-Мексико находится на очень плачевном уровне, неграмотных людей здесь гораздо больше, чем на любой другой территории Союза. Согласно переписи 1850 года, население составляет 61 547 человек, 25 089 из них заявлены как не умеющие читать и писать. Я не сомневаюсь, что это соотношение слишком мало, и смело можно полагать, что половина всего населения не способна прочесть катехизис и написать свое имя. Количество людей, посещающих школу, указано как 460 человек, то есть примерно один учащийся на каждые сто двадцать пять жителей. Это показывает, насколько люди ужасающе невежественны, и поневоле заставляет задуматься,
стоит ли наделять их властью издавать собственные законы. Политика Испании и Мексики всегда заключалась в том, чтобы держать свой народ в невежестве, и, если рассматривать Нью-Мексико, они, кажется, следовали этой системе с исключительной верностью; ни в одной стране мира, которая хоть сколько-то претендовала бы на звание цивилизованной, общее образование и развитие искусства не находились в таком пренебрежении. Тем немногим, кто вообще получил какое-то образование, за исключением связавших свою судьбу с Церковью и сыновей некоторых рико, отправленных в Южную Мексику, приходилось довольствоваться простейшими начатками знаний, и если они умели читать и писать и немного знали арифметику, их уже считали образованными. В стране нет местного врача, и мне неизвестно, чтобы он когда-либо был.
Женское образование находится в еще большем пренебрежении, чем мужское, и среди женщин доля неграмотных намного больше. Грегг, который писал десять лет назад, о женском образовании в Нью-Мексико сообщает следующее: «Действительно, до недавнего времени умение читать и писать у женщины считалось признаком неординарных способностей; и прекрасная девица, способная написать своему воздыхателю любовное послание, считалась необыкновенно одаренной». Эта картина немного преувеличена, но в то же время, за исключением немногих богатых семей, редко можно встретить женщину, обладающую этими полезными навыками. Даже тех, кто получил хоть какое-то образование, обучали самым поверхностным образом, мало полезным и уму, и сердцу.
С тех пор, как эта местность перешла к Соединенным Штатам, в отношении образования наблюдается небольшое изменение к лучшему. Школы с пансионом и дневные школы в Санта-Фе, находящиеся под опекой епископа Лами, со временем принесут много пользы территории. Ученики, которые приезжают из разных уголков страны, вернувшись затем к своим родным и друзьям, унесут с собой возвышенные идеи и станут распространять, до некоторой степени, знания о нашей стране и ее институтах. Они образуют новое поколение молодежи обоих полов и, если суждено, смогут многое сделать для возрождения Нью-Мексико. Американские миссионеры, посещавшие страну, тоже проявляли интерес к вопросу образования и, где бы ни останавливались, пытались открывать школы. Иногда им удавалось собрать в одном месте несколько школяров, но духовенство настолько энергично сопротивляется обучению детей в протестантских школах, что они не смогли многого добиться. Однако следует надеяться, что те немногие семена, которые они посеяли, в должное время года прорастут и принесут добрый урожай. Преподобный мистер Горман распространил свои труды на новый виноградник и обосновался в индийском пуэбло Лагуны, примерно в пятидесяти милях к западу от Рио-дель-Норте. Он открыл маленькую школу, которую посещают некоторые дети, и часть взрослых, кажется, тоже выказывает желание, чтобы их наставляли знаниям белого человека.
Ни одной отраслью промышленности в Нью-Мексико не пренебрегали так сильно, как земледелием, состояние которого, похоже, ничуть не изменилось с тех пор, как испанцы впервые поселились в стране. Им занимались просто для того, чтобы добыть средства к существованию, никаких усилий не предпринималось к тому, чтобы добавить науку к традиции и улучшить способ землепашества. Определенные причины всегда будут служить серьезной помехой для развития местного сельского хозяйства, главная из них - отсутствие регулярных и частых осадков. С августа по сентябрь продолжается дождливый сезон, в остальное время выпадает слишком мало дождя, недостаточно, чтобы послужить для выращивания урожая, и, следовательно, все земледелие держится на орошении. Из-за этого обрабатывается сравнительно небольшая площадь; подсчитано, что на всей территории можно орошать не более одной сотой, или восьмисот квадратных миль. Значительная часть той земли, которая из-за этого остается необрабатываемой, по сути своей так же хороша, как и на любом возделанном участке, и, если бы к ней можно было подвести воду, она дала бы хороший урожай. Заниматься земледелием можно только в долинах ручьев, тогда как на возвышенностях выпасают скот.
С виду почва выглядит тощей и бесплодной, но на самом деле она намного лучше, чем кажется. Чаще всего она отличается тусклым красноватым оттенком, который придает земле железо, содержащееся в ней изобилии; и то, что выглядит беспримесной кремнистой почвой, при ближайшем рассмотрении оказывается выветренным полевым шпатом, той разновидностью грунта, который при правильной обработке очень плодороден.