Уборка как психологический тренинг. Мари Кондо.

Sep 15, 2015 15:42

Будет очень много букв, потому что не могу молчать.
О книжке Мари Кондо "Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни" я узнала из минималистического блога замечательной Яны из не менее замечательной Обители. Тут я просто не могу не отвлечься и не сказать: какие же они крутые, все эти прекрасные девы, которые вместе делают чудеса и учат этому других. Они нашли невероятно крутой способ делать мир лучше - мир вообще и личный мир каждого, кто пользуется плодами их трудов. И как же круто у них учиться. Каждый раз, когда я читаю их статьи, слушаю их голоса в наушниках на онлайн-семинарах - так хочется, как в детстве, прийти к ним и сказать: давайте с вами дружить, вы классные. Жаль, что во взрослом мире это как-то не принято. Поэтому любуюсь и восхищаюсь ими пока издали, а вот в это воскресенье познакомлюсь с ними поближе на живом семинаре с йога-практикой. Ну ладно, а теперь про Мари Кондо, также известную как КонмАри. Она японка, и это первое, что следует о ней сказать: кажется, японцы все чуточку сумасшедшие, но умеют обратить это себе на пользу. Например, из навязчивой идеи, заставляющей их делать что-либо снова и снова, они создают способ делать что-либо идеально. Мари Кондо была слегка стукнутым необычным ребенком - с пяти лет она интересовалась домашним хозяйством и уборкой. Как только она научилась читать, ее любимым чтением стали колонки в журналах для домохозяек, описывающие разные способы и системы поддержания порядка в доме и организованного хранения вещей. В школе, когда другие дети играли в салочки во дворе, Мари вдумчиво осматривала содержимое шкафов в классе, придумывая, как можно более аккуратно и удобно хранить в них книги и хозяйственные принадлежности. Приходя домой, она начинала убираться в своей комнате или в комнатах брата и сестры, гостиной и ванной. Позднее Мари прочитала несколько книжек по минимализму с советами избавляться от ненужных вещей и начала марафон по расхламлению. Она выбрасывала свои личные вещи, которыми не пользовалась, а также вела подпольную войну по освобождению дома от неиспользуемых вещей, принадлежащих другим членам семьи. Закончилось это партизанское предприятие тем, что долгое время Мари пришлось органичить свою деятельность пределами своей комнаты.

Она бесконечно убирала и раскладывала вещи, придумывая необычные способы хранения, делала разделители для ящиков стола из коробок и покупала в хозяйственном магазине хитрые приспособления для хранения, призванные вместить как можно больше вещей в ограниченное пространство. Пока однажды не психанула и не послала к черту все советы из книжек по домоводству выбрасывать по одной ненужной вещи в день или разбирать по одному ящику за раз. Со своей замороченностью на уборке при отсутствии интереса ко всему остальному, кроме чтения книг, она могла бы стать хорошей домохозяйкой, но стала гуру уборки, и теперь она проводит семинары и мастер-классы, обучая людей убираться. То, что происходит, когда КонМари приезжает домой к клиенту и помогает ему сделать уборку в доме и в жизни, гораздо больше похоже на психологический тренинг, чем на обычное наведение порядка: порядок воцаряется не только в доме, но и в голове и в жизни. Книга КонМари при правильном подходе - довольно эффективная замена ее личному тренингу.

Вот основные постулаты Метода Конмари и краткое изложение книжки (которую, впрочем, действительно стоит прочитать) с моими комментариями:

1) Если в вашем доме раз за разом образуется беспорядок, значит, вы просто не умеете правильно убираться.

Если подумать, никто из нас никогда не получал от родителей или других людей инструкций, как правильно убираться. Тут речь идет не о каких-то особенных способах вымыть пол или секретам составления раствора для полировки стекол - только о способе избежать захламленности, которой подвержены все наши дома. Для России эта проблема особенно актуальна: наши родители пережили тотальный дефицит, родители наших родителей пережили войну, и поэтому страсть к накопительству всего на свете крепко вросла в наш быт. Все мы или почти все - настоящие гоголевские Плюшкины, и дома наши наполнены непонятными шнягами на случай "когда-нибудь пригодится", "вот племянник вырастет, ему будет впору", или, на крайний случай, у припертого к стене Плюшкина всегда есть расплывчатая отмаза "мало ли". В итоге имеем несколько полочек, занятых вещами, которыми мы действительно пользуемся, и полные шкафы неведомой фигни. Носить нечего, а вешать некуда, ага. КонМари предлагает метод устранения и предотвращения захламленности.

2) Порядок нужно навести один раз и навсегда.

Сложно поверить. Тут опять же речь не о протирании пыли и мытье полов и окон, а о возвращении вещей, которые расползаются по дому и лежат где ни попадя, на свои законные места. И про то, как вообще убрать вещи в шкаф, чтобы они не лежали на виду. Наверное, практически в каждом доме есть стол или комод, на поверхности которого периодически скапливается всякая мелочь: бумажки, журналы, заколки, что там еще. После уборки по Конмари такого не будет, потому что каждая пережившая уборку вещь находит свое место. Место - это не там, откуда удобно достать, а там, куда удобно положить.
Главная идея КонМари - убираться надо не понемногу каждый день, а одним махом. Такая уборка действительно многое меняет в отношении к вещам и к жизни, и после нее мышление и привычки переменятся.

3) Уборка - это инструмент, а не конечный пункт назначения. Истинная цель - это установление нового, желанного стиля жизни.
Тотальная уборка позволяет перезагрузиться, вглянуть на вещи по-новому и понять, что для вас в жизни самое важное, а от чего можно избавиться без сожалений. Суть метода Конмари как психологического тренинга в том, что на протяжении уборки (которая, если нет возможности одним разом посвятить ей целый день, может продолжаться, например, несколько вечеров подряд) мы учимся принимать решение касательно каждой вещи - выбросить или оставить, и в конце процедуры мы начинаем автоматически принимать такие решения во всех сферах жизни. Научившись понимать, какие вещи вызывают у нас радость, а какие - нет, мы понимаем это и о людях, окружающих нас, воспоминаниях, эмоциях.

4) Уборка должна начаться с избавления от ненужных вещей, и только потом надо думать о том, как разместить в своем пространстве оставшиеся вещи.

5) Выбрасывая вещи, надо думать не о том, что вы хотите выбросить, а о том, что вы хотите оставить. Да, это сложно - выделить только те вещи, которые действительно радуют, которые заставляют ваши глаза светиться. Для этого каждую вещь нужно подержать в руках. Нельзя просто заглянуть в шкаф и пробежаться взглядом по висящим там вещам. Возможно, того, что действительно радует, совсем мало - но, если подумать, именно этими вещами мы больше всего пользуемся, и пользуемся с удовольствием. Зачем хранить в шкафу вещь, которую надеваешь пару раз за сезон и чувствуешь себя в ней не лучшим образом? Оставляем только любимые вещи.

6) Разбирать вещи нужно не по месту хранения, а по категориям.
Мы привыкли убираться так: сегодня - комод, завтра - платяной шкаф в гостиной, послезавтра - шкаф в прихожей. Мари предлагает вытащить всю имеющуюся одежду из всех ящиков и шкафов разом и сложить в центре комнаты, а затем махом отсортировать. Любимые вещи, которые вызывают радость, откладываются в кучку, которая затем разместится в шкафу, а все остальное - отдать или в мусор. Одежда - это первая категория, так как с ней легче принимать решения - радует или не радует, оставить или выбросить, затем, по мере развития навыка принятия решений, Мари предлагает разобрать книги, документы, всякую разность (косметику, диски, вещи для украшения интерьера и т.п.), а в конце - вещи, имеющие сентиментальную ценность.
Суть в том. чтобы собрать в кучу все предметы одной категории и избавиться от лишнего, а затем упорядочить оставшееся.

Мой личный опыт уборки по КонМари длился неделю - каждый вечер, приходя домой, я принималась разбирать вещи и собирать мешки с тем, от чего хотела избавиться. Сейчас я уже почти закончила и кайфую - как здорово найти место, например, для коробок с рукоделием, которые раньше просто стояли у меня в бюро и занимали рабочую поверхность. Теперь в бюро так пусто, как не было никогда, и на освободившейся площади замечательно помещается рабочий процесс. Как замечательно знать в точности до сантиметра, куда положить каждую вещь, и самое главное - места для всех мелочей нашлись так хорошо, что возвращать их туда очень удобно и естественно. Как круто открывать шкафы и видеть свободное пространство между вещами, так что каждую вещь видно и можно достать, не разрушая зыбких конструкций вроде стопок и кучек. Домой приходить стало радостнее, и ощущение от дома более гармоничное, а чистота наводится в фоновом режиме, будто бы сама собой. Хочется написать еще, рассказать подробно, но и так получился слишком уж длиннопост. Расскажу потом.

книги, КонМари, Домашнее

Previous post Next post
Up