Никогда не говорите, что дела идут хуже некуда. Подождите до завтра: вы увидите, что они стали ещё хуже.
Дон - Аминадо
А. Лукашенко 10 марта 2023 года в ходе совещания с Советом министров Республики Беларусь впервые за последние восемь дней дал оценку экономической стороне своего визита в Пекин (28 февраля - 2 марта): «По итогам моего недавнего визита в Пекин заключены почти 4 десятка контрактов на 3,5 миллиарда долларов. Теперь надо не упустить время из-за бесконечных проработок и согласований. Мы должны не только нарастить товарный поток, но и взять технологии, создать у себя передовые производства» (
https://t.me/suzdaltsev/9426).
Восемь дней
Восемь дней А. Лукашенко молчал о встречах в столице Китая, что на фоне бурной радости от визита в КНР, которая плескалась на экране белорусского телевидения, смотрелось каким-то странно. Белорусская государственная пропаганда представляла поездку в Поднебесную, как историческое событие, имеющее мировое значение. Между прочим, учитывая то, что визит А. Лукашенко был организован для поддержки китайского плана урегулирования российско-украинского конфликта, то появление А. Лукашенко в Пекине действительно стало событием, на которое обратил внимание весь мир, где привыкли, что из-за спины белорусского руководителя выглядывает Москва.
Но когда А. Лукашенко вернулся с Дальнего Востока в белорусскую столицу, то он, учитывая с одной стороны свою роль союзника России (мы рассматриваем всю эту коллизию в формальном русле), а с другой стороны, важность и политическую значимость инициативы Пекина и роль Минска в её продвижении, то белорусский руководитель по идее должен был немедленно вылететь в Москву и обсудить с В. Путиным План Китая. Признаемся, что автор этих строк не исключал, что А. Лукашенко приземлится не в минском аэропорту, а на правительственную полосу аэропорта Внуково. Однако этого не произошло. Признаемся, что это озадачило…
За прошедшие восемь дней А. Лукашенко и В. Путин так и не обсудили итоги поездки белорусского руководителя в Пекин даже по телефону, хотя контакт все-таки был, но он был посвящен выполнению Минском союзнического долга в света теракта на аэродроме Мачулищи под Минском. Тема стала уходить и даже на белорусском телевидении Китай сменило «успешное расследование» КГБ теракта СБУ в Мачулищах.
Политический провал
Мы можем сделать пока предварительный вывод: А. Лукашенко не прошел кастинг в Пекине. За него ухватились после 24 февраля, с момента объявления Китаем Плана урегулирования российско-украинского кризиса, но визит продемонстрировал, что за последние 29 лет А. Лукашенко ничему не научился, кроме того, чтобы в любой ситуации «тянуть одеяло на себя».
Стало понятно, что А. Лукашенко остался на уровне лимитрофного демагога, у которого нет абсолютного авторитета даже в собственной стране, не говоря уже о роли лоббиста китайского плана на международной арене.
Действительно, А. Лукашенко без каких-либо обсуждений мгновенно принял План, хотя, как мы помним, Россию и Украину он устроил лишь частично, а Запад его отверг прямо с порога. От белорусского руководителя в Пекине ждали не только то, как он интерпретирует российскую реакцию на План, но и предложит определенные варианты и компромиссы, призванные микшировать российские озабоченности и украинское неприятие. Ведь в понимании китайской дипломатии, А. Лукашенко находится рядом с Москвой и Киевом и остается в постоянном контакте с руководством этих стран (в этом белорусский руководитель заверил китайское руководство), так что кому, как не А. Лукашенко знать подходы к В. Путину и В. Зеленскому. По этой причине надежда на белорусского руководителя была очень большая, как и на перспективы Плана. Следом пришло разочарование и А. Лукашенко уловил холодок. Обсуждать План КНР с Кремлем стало бессмысленно.
Китайский План
Напомним, что китайский План при его выполнении не только автоматически выводил КНР на статус второго полюса в системе международных отношений, но и практически останавливал эскалацию американо-китайской конфронтации по поводу Тайваня. Более того, решительная победа России на Украине против НАТО фактически отдает Тайвань в руки Пекина. Объективно Россия и Китай не согласовано, но решительно действуют на двух фронтах и оба фронта направлены против Вашингтона.
Точно такое же правило срабатывает и в отношении Ирана, где уверены, что победа России и амбиции Китая выводят Тегеран из международной изоляции и делает Иран гегемоном на Ближнем и Среднем Востоке. В Саудовской Аравии эту перспективу видят и делают выводы… Но пока за интересы Пекина и Тегерана воюет одна Россия, а Лукашенко навязывает себя Китаю и Ирану в роли политического модератора. Но он не справился…
Реплика
Между прочим, по тем же причинам визит А. Лукашенко в Тегеран будет только церемонией и возможностью для А. Лукашенко поупражняться в демагогии. Если от Китая можно было бы ждать кредитов, то что может ждать Беларусь от Ирана, где свободных денег нет даже для собственных насущных проектов (?).
Надежды А. Лукашенко на выстраивание каких-либо «осей», «треугольников» и даже «четырехугольников» между Россией, Китаем и Ираном смотрятся совершенно фантастично. До последнего момента Пекин и Тегеран видят Беларусь только в формате глубоко зависимой от России небольшой страны без экономического и военного потенциала. Чем может помочь А. Лукашенко Ирану?
Итак,
Глава белорусского государства продемонстрировал в Пекине очень примитивное понимание современных международных отношений, но свою наивность А. Лукашенко попытался прикрыть постоянными клятвами верности белорусско-китайской дружбе и готовности выполнить любые поручения и указания Си Цзиньпина. Причем эти заверения перемежались постоянным заискиванием на фоне непрерывного расхваливания Китая и его руководителей.
Китайцы, с одной стороны являются наследниками очень утонченной императорской культуры церемоний и комплиментов, но при этом они все-таки коммунисты и люди деловые. Сочетание комплиментов и одновременного делового разговора - тонкая наука, которой А. Лукашенко, конечно, не владеет.
Беда в том, что А. Лукашенко выбрал манеру Н.С. Хрущева («простого и честного парня»), часами болтающего обо всем и не о чем, что для китайцев, конечно, неприемлемо. Они готовы говорить с выходцами из элит, способных принимать решения, а для «простых парней» хватит и красоты церемоний: кортеж мотоциклистов, венки, торжественные встречи и прочий пиар, которым закормили белорусского телезрителя буквально за три для.
Москва буквально через несколько часов уже знала об итогах визита А. Лукашенко буквально во всех подробностях. Это был провал. Тема Плана КНР буквально через пару дней исчезла из мировых новостей. Не факт, что о Плане навсегда забыли, но А. Лукашенко все-таки выиграл для Вашингтона несколько недель.
Деньги/инвестиции
Вернемся к заявлению А. Лукашенко от 10 марта 2022 года. Это очень важное заявление. Во-первых, белорусский руководитель по причинам, которые мы уже осветили выше, ничего не сказал о политической и международной значимости своей поездки в столицу Поднебесной. Этой значимости нет. А. Лукашенко находится в международной изоляции, и он уже никогда их нее не выйдет.
Во-вторых, глава белорусского государства ничего не сказал о деньгах. Иными словами, никаких денег (кредитов) из Пекина он не привез. Китай не стал помогать Минску, так как это не имеет для Пекина какого-то смысла. Конечно, А. Лукашенко надеется на инвестиции, но сейчас, во время боевых действий в регионе о вложениях говорить не приходится.
В-третьих, А. Лукашенко действительно привез из Пекина подписанные соглашения (часть из них является протоколами и не имеют финансовых обязательств) на общую сумму в 3,5 млрд. долларов. С одной стороны, эта сумма в 2,5-3 раза меньше годовых дотаций и субсидий Беларуси различного вида из российского бюджета (воюющей страны!). С другой стороны, белорусский руководитель перекладывает ответственность за воплощение проектов с китайскими инвестициями на министров белорусского правительства. Это, безусловно, очень плохой признак, который говорит, что А. Лукашенко не верит в реализацию проектов на 3,5 млрд. долларов, так как в случае действительного прихода крупных финансов из КНР, а вместе с ними и передовых технологий, то белорусский руководитель не сделал бы и шага в сторону такого «успеха»: «Мы должны не только нарастить товарный поток, но и взять технологии, создать у себя передовые производства» (Там же). А так, А. Лукашенко сбросил эти привезенные папки с подписями на министров: «Разбирайтесь!».
Экономические итоги
Всего в Пекине было подписано 27 межправительственных, межведомственных и межрегиональных соглашений и 8 контрактов. Понятно, что только контракты могут обещать в будущем какие-то деньги, но, как мы уже отмечали, пока конфликт на Украине не купирован, проекты будут лежать в сейфах. Но не факт, что и после войны, когда в регионе и даже в мире могут произойти серьезные изменения, которые обязательно скажутся на внутренней ситуации в Беларуси, что-то заставит вернуться к «наследству» мартовского 2022 года визита А. Лукашенко.
Прежде всего, речь идет о соглашении с автомобильной корпорации ФАВ Групп. А. Лукашенко пытается использовать ситуацию на автомобильном рынке России, где место западных производителей все более уверенно занимает китайский автопром, чтобы «подключиться» к проектам автосборки. Но при этом не очень понятны преимущества создания автопроизводств для российского рынка именно в Беларуси (?).
С той же проблемой сталкиваются надежды Минска притянуть инвестиции в китайский индустриальный парк «Великий камень», который обладает определенными таможенными преимуществами. Создание здесь с помощью китайских инвестиций производственных мощностей, включая в сфере микроэлектроники, продукцией которых мог бы воспользоваться российский ВПК, требует отдельной экспертизы.
Желание Минска быть посредником, от которого ничего не требуется, за исключением земли и инфраструктуры, но который в определенной степени будет контролировать поставки в российскую «оборонку» понятно. ВПК - это большая политика. При этом Минск получит доступ к новейшим технологиям, ничего за это не заплатив. Прежде всего, Минск интересуют возможности перестройки своего машиностроения на новой технологической базе, за которую он не готов платить, но надеется позаимствовать. Напомним, как всё, что завозил «Росатом» на строительную площадку Белорусской АЭС, старательно копировали некие белорусские структуры. Сейчас Минск храбро заявляет о своих компетенциях в строительстве объектов в атомной энергетике, хотя не стоит забывать, что есть и примеры, компрометирующие белорусских производственных строителей - Гарлыкский горнообогатительный комбинат в Туркменистане, открытый в 2017 году и до сих пор работающий на 2% своей мощности.
А. Лукашенко опять хочет всех обмануть: навязав себя Пекину в качестве посредника и при помощи китайских инвестиций и технологий удержаться на российском рынке.
В итоге в ходе переговоров А. Лукашенко постоянно приходилось доказывать, что его политическое и экономическое посредничество крайне необходимо Китая/России/Ирану, а сомнение в политической стабильности отметать.
Унижение
Во всей этой истории с визитом есть еще одна, очень неприятная сторона. Это унижение. Причем, когда унижается глава государства, то тень от этого обязательно отражается на стране и народе. Вот, к примеру, А. Лукашенко буквально выпрашивает деньги
https://youtu.be/x0spujsOFAs на достройку Нежинского ГОК и БНБК. Напомним, что оба проекта очень сомнительны, в них затянуты китайские кредиты и личные интересы А. Лукашенко и его «семьи», а прикрыты видными олигархами. Более того, один из проектов (Нежинский ГОК) находится под угрозой косвенных или «вторичных» санкций. Понятно, что А. Лукашенко фактически просит деньги не для республики и её экономики, а для себя…
Примерно в том же формате был разговор и с руководством китайской автомобилестроительной компании ФАБ. Более того, А. Лукашенко напоминает, что деньги необходимо вкладывать «сейчас» и «очень быстро», так как российский рынок освободился (
https://youtu.be/OrfV436iNqw). Фактически А. Лукашенко пытается перехватить возможные китайские инвестиции в Россию. Между тем, понятно, что инвестиции в Россию сейчас опасны из-за «вторичных» санкций, но и под санкциями и Беларусь.
Вывод
Китайского прорыва у А. Лукашенко не получилось. Хозяева вели себя вежливо и благожелательно, но денег не дали. Пекин не стал для Минска этапом вывода страны из международной изоляции. В ходе переговоров А. Лукашенко не выдвинул ни одной из прорывных идей, способной стать основой для обсуждений с Пекином или уже в рамках ШОС вместе с Россией. С оформлением членства в ШОС у Беларуси тоже проблема…
Визит А. Лукашенко в Пекин не стал каким-то поворотным моментом в процессе подготовки визита Си Цзиньпина в Москву. Глава белорусского государства погружен в собственные проблемы, он ищет возможность уйти под покровительство Китая, что, конечно нереалистично. Сейчас белорусский руководитель скорее отвлекает от глобальных проблем, которые придется обсудить сторонам в Кремле. Объективно говоря, А. Лукашенко мешает… Но мы надеемся, что главы России и Китая справятся.
А. Суздальцев, Москва, 12.03.2023
https://politoboz.com/content/kitayskaya-intriga-konec