Российские следственные органы, требующие экстрадиции из Сербии националиста Ильи Горячева, обвиняемого в громких убийствах, столкнулись с неожиданным препятствием. Адвокаты подозреваемого уверены, что европейская страна не выдаст обвиняемого в экстремизме: такой статьи просто нет в сербском законодательстве. Эксперты считают, что для выдачи Горячева российской прокуратуре придется снять с него обвинение по 282-й статье УК
.
Сербия может отказать России в экстрадиции обвиняемого в организации громких убийств 30-летнего националиста Ильи Горячева из-за предъявленного ему обвинения по ст. 282 УК (экстремизм). Во всяком случае, на это рассчитывают его адвокаты. Накануне апелляционный суд страны выслушал их доводы против вынесенного ранее решения об экстрадиции. Адвокат Горячева Николай Полозов рассказал «Газете.Ru», что обвинение в создании экстремистского сообщества не имеет аналогов в уголовном законодательстве Сербии и может стать серьезным препятствием для российских спецслужб в получении важного, по их мнению, фигуранта дела «Боевой организации русских националистов» (БОРН).
Экс-руководитель легальной ультраправой националистической организации «Русский образ» Горячев был задержан в Сербии 8 мая. Одновременно с ним на Украине задержали его предполагаемого соратника по подпольному крылу организации Михаила Волкова.
Следственный комитет обвиняет их в причастности к таким громким преступлениям, как убийства судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова и адвоката Станислава Маркелова.
По версии следствия, Горячев был организатором и идейным вдохновителем БОРН, на счету которой также убийства московских антифашистов Федора Филатова, Ильи Джапаридзе и Ивана Хуторского, чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева, нескольких выходцев из стран СНГ, в том числе участника молодежной группировки «Черные ястребы» Расула Халилова, и покушение на убийство участкового ОВД «Гольяново» Гагика Беняминяна. Ранее источник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах рассказал, что непосредственно Горячев фигурирует в делах об убийстве Филатова, Джапаридзе и Маркелова, а Волков - в делах Филатова и Халилова. Оба они были заочно арестованы по решению Басманного райсуда Москвы.
Горячеву предъявлены обвинения в создании банды, убийстве и незаконном обороте оружия (ч. 1 ст. 209, п. «а», «ж», «з» и «л» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 222 УК). Волков обвиняется по тем же статьям, но не в организации, а в участии в банде. Тем не менее в случае выдачи в Россию пожизненное заключение грозит обоим. Источник «Газеты.Ru», близкий к следствию, не смог уточнить, на какой стадии находится процесс экстрадиции Волкова, но выразил уверенность в скорейшей выдаче обоих.
Однако адвокаты Горячева рассчитывают использовать в белградском суде еще одно обвинение, выдвинутое против националиста, - «организация экстремисткого сообщества» (ч. 1 ст. 282.1), аналога которому в сербском законодательстве нет.
В начале июня Высший суд Сербии принял постановление об экстрадиции, которое адвокаты обжаловали в апелляционном суде. Во время заседания в четверг судьи заслушали мнения прокурора, адвокатов и самого Горячева. На следующей неделе суд, скорее всего, примет окончательное решение. Сербский адвокат Горячева Горан Петрониевич уже сообщил РИА «Новости», что наиболее вероятным исходом считает отправку дела об экстрадиции на повторное рассмотрение.
Российский адвокат Горячева Николай Полозов, который также находится в Сербии, настаивает, что обвинение в экстремизме станет одним из козырей защиты.
«В Сербском законодательстве отсутствуют политические статьи, и Горячев не может быть выдан по обвинению в 282-й статье, чтобы его судили за то, что не является преступлением по сербским законам», - подчеркивает Полозов.
Кроме того, адвокат настаивает на том, что российская сторона должна гарантировать Горячеву неприменение в отношении него смертной казни и пожизненного лишения свободы, так как максимальное наказание за преступления в Сербии составляет 40 лет лишения свободы. Все эти факторы, как считает Полозов, позволят адвокатам по меньшей мере затянуть процесс экстрадиции, вернув дело на новое рассмотрение в первой инстанции. Более того, в настоящее время обжалуется и арест Горячева на время судебного разбирательства: адвокаты предоставили суду справку о наличии у их подзащитного вида на жительство в Сербии. «Его арестовали как простого иностранца, но наличие вида на жительство дает основание находиться в процессе экстрадиции не в СИЗО, а под домашним арестом или под залогом», - уточнил адвокат. Полозов, защищавший ранее в том числе участниц группы Pussy Riot, считает обвинения, выдвинутые против Горячева, политическим преследованием и уверен, что к БОРН его подзащитный никакого отношения не имеет.
«Все обвинения Горячева строятся на явке с повинной, написанной Никитой Тихоновым», - уверяет адвокат.
Ранее Горячев уже фигурировал в деле об убийстве адвоката Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, за которое были осуждены националисты Никита Тихонов и Евгения Хасис. Правда тогда он был допрошен в качестве свидетеля.
Близкий друг Тихонова Горячев был задержан еще в ноябре 2009 года. Тогда он сообщил следователю СК Игорю Краснову, что Тихонов и Хасис лично говорили ему о своей причастности к убийству Маркелова и Бабуровой. Себя Горячев называл сторонником легальной борьбы и диалога с властью, тогда как Тихонов, по его словам, приятельствовал с руководством радикальных неонацистских организаций «Объединенная бригада-88» (ОБ-88) и Blood & Honor.
Сейчас осужденный на пожизненное заключение Тихонов пребывает в московском СИЗО «Лефортово». Известно, что теперь он активно дает показания о деятельности БОРН. По словам Полозова, явка с повинной Тихонова представляет собой документ на более чем ста страницах.
Ранее адвокат Тихонова Алексей Першин рассказывал «Газете.Ru», что его подзащитному действительно предъявлены новые обвинения, но какие именно, Першин уточнить отказался. «По поводу Горячева и Волкова могу сказать только, что они проходят по тем же обвинениям, что и Тихонов, - заявил адвокат. - Меня часто спрашивают про убийство Чувашова - скажу лишь, что Тихонову оно не вменяется».
В убийстве федерального судьи Чувашова в 2010 году обвиняются другие участники БОРН - Максим Баклагин и Вячеслав Исаев, задержанные в прошлом году. Оба также активно сотрудничают со следствием и дают показания. «В ходе расследования убийства судьи Эдуарда Чувашова следствием были получены важные доказательства, в том числе показания других обвиняемых, результаты экспертиз, материалы оперативно-разыскной деятельности. Все они позволили следователям сделать вывод о причастности членов организации БОРН к убийствам лидеров так называемых антифашистских движений Федора Филатова, Ильи Джапаридзе и Ивана Хуторского», - заявил в связи с задержанием Горячева представитель СК Владимир Маркин.
Первой жертвой БОРН стал Филатов. Три человека, вооруженных ножами, зарезали его возле подъезда дома около семи часов утра 10 октября 2008 года. Его товарищ по антифашисткому движению Джапаридзе был убит в июне 2009 года. За участие в этом убийстве был задержан один из участников БОРН - Юрий Тихомиров. В середине апреля 2012 года Люблинский суд Москвы приговорил его к 10 годам колонии. По версии обвинения, он четыре раза выстрелил в Джапаридзе из травматического пистолета «Оса», а Баклагин нанес ему не менее 26 ножевых ранений. Исаев же, по данным следствия, увез своих приятелей с места преступления. Убийство другого московского антифашиста Ивана Хуторского, застреленного возле своего дома в ноябре 2009 года, участники БОРН спланировали сразу после ареста Тихонова и Хасис. Баклагин и Исаев осуществляли наблюдение за Хуторским, а выстрелы произвел еще один участник банды - Алексей Коршунов, позже погибший на Украине. По официальной версии, один из самых активных членов БОРН Коршунов подорвался на собственной гранате во время пробежки.
В конце прошлого года стало известно о предъявлении участникам БОРН новых обвинений. Следствие полагает, что в декабре 2009 года в Москве возле спорткомплекса на Большой Академической улице участники группировки расстреляли спортсмена Абдуллаева. В сентябре 2010 года ими, по данным правоохранительных органов, в подъезде своего дома был убит 47-летний таксист Сосо Хачикян, которого полицейские отпустили под подписку о невыезде после избиения беременной сотрудницы «Евросети». В марте 2011 года под окнами полиции был расстрелян участковый Беняминян, которого на националистических сайтах обвинили в содействии семье мигрантов в конфликте с соседкой по коммуналке - жительницей Москвы.
«В показаниях Тихонова Горячеву отведена роль человека, который говорил ему, кого и в какой момент нужно пойти и убить», - объясняет адвокат Полозов.
По словам защитника, других показаний против Горячева в деле нет. «Баклагин и Исаев, например, ничего о деятельности Горячева в БОРН не рассказали», - объясняет Полозов. Сам Горячев рассчитывает больше на отказ в экстрадиции, чем на возможность доказать свою невиновность в России.
Юрист организации «Гражданское содействие», занимающийся проблемами политических беженцев, Ирина Рябина считает аргументы адвокатов против экстрадиции слабыми. «Что касается смертной казни, то в России уже давно действует мораторий, приговоры к высшей мере наказания не выносятся. А пожизненное заключение, согласно Европейской конвенции, нарушением прав человека не считается, - объясняет эксперт. - Что касается аргумента с обвинением по 282-й статье, то все очень просто: суд, скорее всего, откажет в выдаче по этому обвинению, но не по обвинениям в убийстве. Убийство есть убийство и по сербским законам». Тем не менее, как отмечает правозащитник, в этом случае судить Горячева еще и за организацию экстремистского сообщества не получится: согласно международным нормам, страна, направлявшая запрос об экстрадиции, гарантирует, что после выдачи преступника его будут судить по тем обвинениям, с которыми согласилась выдающая сторона.
Газета.ру