Лондон
В Лондоне мы были довольно давно, в октябре 2002-го года. Но я не думаю, что многое там изменилось. Британия. как известно, страна консервативная... Итогом десятков километров истоптанных лондонских дорог явились километры отснятой фото- и видеопленки.
Создание сайта.
Лондон - город относительно компактный, по крайней мере по сравнению с Москвой, но насыщенный до крайности всякого рода достопримечательностями. По числу Тауэров, Биг-Бенов и королев на 1 кв. км Лондон вероятно занимает первое место в мире. Впечатлений очень много, и никакого диска не хватит чтобы уместить всех их, поэтому остановлюсь только на главных моментах.
В Лондон мы поехали вчетвером, с парой друзей. Первой нашей задачей в Лондоне была ориентация на малознакомой местности с целью попадания в маленькую частную гостиницу "The Garth", откопанную предварительно в дебрях WWW. При помощи карты и бесподобного лондонского метро задача эта была успешно разрешена. Чем так бесподобно лондонское метро - чуть ниже.
Гостиница находилась точно по указанному адресу, и нас там уже ждали. Мы просили номер с завтраком, душем и горячей водой. Условия были безукоснительно соблюдены: и завтрак, и душ. А вот туалет оказался ...в коридоре. Впрочем, он был прямо напротив номера, чистый и один всего на две комнаты. Так что жить можно. А вот что касается горячей воды, так она действительно была горячая. И в своем кране. А холодная в своем. И без смесителя. Просто два крана в одной раковине. Один - с одной стороны и один - с другой. Один - горячий и один - холодный. По всей вероятности, под горячей водой следует мыть левую руку, а под холодной - правую. Самое удивительное, что подобную конструкцию нам потом приходилось видеть не раз, в том числе в театре ее Величества королевы. Скорее всего, это одно из проявлений неподражаемого английского юмора.
Другое его проявление - это английская манера вождения
автомобиля. Движение в Британии, как всем известно, левостороннее, что уже осложняет жизнь традиционных правосторонних пешеходов. Добавьте к этому большое количество площадей и односторонних дорог. Так что угадать, с какой стороны появится автомобиль, совершенно невозможно. Поэтому перед каждым пешеходным переходом на асфальте написано "Look right" или "Look left". Проблема заключается в том, чтобы найти переход, который обозначается не зеброй, а двумя еле видимыми полосками. Кроме того, непонятно что делать огромной массе неанглоязычных туристов.
Лондонские светофоры тоже не лишены чувства юмора. По крайней мере те что для пешеходов, с красным и зеленым человечком. Коренные лондонцы знают, что его сигналы - это просто шутка, поэтому не обращают на них ни малейшего внимания. Лондонец, кстати, не переходит улицу, а перебегает ее, причем в самых неподходящих местах. Полиция не только не обращает внимания на все эти безобразия, но и подает дурной пример. На многих перекрестках для пешеходов установлен специальный светофор с кнопочкой. Теоретически пешеход нажимает на кнопочку и ждет смены сигнала с красного на зеленый. На практике - кнопка если и нажимается, то только для очистки совести. На третий день мы прорубили систему и, нажав кнопочку, тут же храбро бросались наперерез дороги, увиливая по ходу дела от летящих со всех сторон машин.
Водители по чувству юмора не отстают от пешеходов. Особенно характерно это для водителей знаменитых двухэтажных автобусов. Автобусы прижимаются один к другому настолько, что невольно создается впечатление, что водители задних автобусов пытаются подтолкнуть передних. Пешеходы рассматриваются, как досадная помеха движению. Когда сидишь на втором этаже, очень интересно наблюдать за стайками пешеходов, рассыпающихся во все стороны из под колес закладывающего лихой вираж автобуса. Автобус, кстати, обычно лишен дверей, роль которых выполняет открытая площадка сзади. Так что выпрыгнуть можно не только на остановке, но и на любом светофоре. Если вылетишь, не удержавшись в давке - твоя проблема.
И в завершение описания движения - подходящий к случаю анекдот:
Новый русский явился в Лондон, поселился в отеле "Риц", взял напрокат Ягуар и уехал. Возвращается часа через два. Смотрит, жена и любовница зареванны, а секретарша звонит в полицию. Увидели его, обрадовались:
- Пал Палыч, мы так за вас волновались. По радио передали из полиции, что какой-то маньяк гоняет по всему Лондону на огромной скорости против движения...
- Один?! Да их там тысячи!...
От дорог логический переход к метро. Метро в Лондоне особое: грязное, обшарпанное, тесное и плохо освещенное. Переходы между станциями запутанны. Поезда часто выходят на поверхность, и все в каких-то мрачных местах. Вагоны - все разные, ручная работа, что ли? Вентиляции в них нет, следствием чего является жуткая духота, усиливающаяся когда поезд останавливается просто посреди туннеля минут эдак на пять. Регулярность сообщения тоже оставляет желать лучшего. Словом, есть чему поучиться у большевиков.
Почти на каждой станции метро находится негр, лупящий в лучшем случае по гитаре, в худшем - по барабану. Промежуточное положение занимает саксофон. Гулкое эхо разносит жуткие звуки по тоннелям и перронам, создавая невыносимое давление на уши. Однажды мы с женой шли в театр. На станции "Ковент-Гарден" (рядом с которой находится, между прочим, королевская опера!) подобный музыкант бил в там-там, перепутав лондонское метро с африканскими джунглями. Когда мы возвращались в гостиницу, часа через три, он все еще "работал". Мелодия за это время совершенно не изменилась.
Другая проблема метро хорошо знакома нам, по израильской реальности. Это безопасность. Периодически в станциях метро обнаруживаются "бомбы". Станции в таких случаях немедленно закрываются и прочесываются саперами. Как и в Израиле, "бомбы" обычно оказываются забытыми сумками. Разница только в том, что в Израиле нет метро, а удалить людей с автобусной станции или торгового центра гораздо проще, чем поднимать массу народа из подземелья.
Вообще, в отношении безопасности британская действительность мало чем отличается от израильской. Уже много лет британские спецслужбы ведут войну против ирландского террора. Также, как и у нас, в публичных местах висят плакаты, призывающие население к бдительности, по громкоговорителям передаются напоминания не забывать свои вещи. При входе во многие музеи охранники проверяют сумки, хотя и не так часто, как у нас. Любое массовое мероприятие охраняется сотнями полицейских.
По утрам Лондон заполняется множеством людей, спешащих на работу. Англичане одеваются на работу очень строго, женщины в английских костюмах, а мужчины все в галстуках и пиджаках, у многих в руках дипломаты с деловыми бумагами. Конечно, в большинстве это простые клерки, но по внешнему виду они сильно смахивают на кгбэшников. Глядя на безликую массу в костюмах с галстуками, спускающуюся в метро в часы пик, начинаешь понимать почему Дж. Оруэлл выбрал именно Лондон для своей антиутопии "1984". Кстати, контраст между столь классической одеждой и обшарпанным метро поразителен: заходит в грязный душный вагон эдакий важного вида дядя и начинает листать документы. У нас такие только в Вольво ездят.
Часам к девяти толпа в галстуках сменяется туристами в более демократичных джинсах и кроссовках.В столице объединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии есть что посмотреть. Лондон знаменит своими историческими достопримечательностями, архитектурными памятниками, парками, театрами, универмагами и туманами. Мы более или менее видели все, кроме этих самых туманов. За исключением первого дня, когда действительно покапал дождь, всю остальную неделю светило Солнце.
Из виденных нами памятников архитектуры можно составить целый список: Тауэр, Вестминстерское аббатство, Виндзорский замок, собор Сант-Пол, примыкающая к Вестминстеру церковь Сант-Маргарет, Бэкингэмский дворец. Но самое главное - это разумеется Парламент и Биг-Бен с его знаменитыми часами. Все страшно интересно. Лондонские соборы и церкви поражают колоссальными размерами и роскошью внутреннего убранства. Разумеется, все действующее, но молящихся при этом немного. Все эти соборы и церкви заполняются в основном туристами.
Посетив Вестминстерское аббатство, мы обнаружили, что оно просто забито могилами британских аристократов, начиная от королей, и кончая всякого рода "благородными сэрами, оказавшими великие услуги Отечеству в ..." и дальше название страны, в которой "благородный сэр" резал местное население во славу британской короны.
Разумеется, в аббатстве похоронены и по-настоящему выдающиеся люди - Чарльз Дарвин, Гендель. В уголке поэтов находятся могилы Диккенса, Байрона и Киплинга. Характерно, что на этих могилах не было пышных надписей типа "Здесь покоятся останки достопочтенного сэра...". Например, на могиле того же Киплинга написано просто: Редьярд Киплинг, и даты жизни.
За неделю нашего пребывания в Англии мы несколько раз имели честь наблюдать смену караула: один раз - в Бeкингэмском дворце, являющемся резиденцией королевы; в другой раз мы видели такой ритуал в Виндзоре. Виндзор - это небольшой городок в часе от Лондона, в котором находится загородный королевский замок. Раньше он служил основным местом проживания британских монархов. Едут туда поездом. Действительно красивый в начале девяностых назад был серьезно поврежден пожаром. При этом он не был застрахован. Королева, собственностью которой замок является, кaтегорически возражала против установки противопожарной сигнализации, по эстетическим соображениям, а без этого страховые компании наотрез отказались выпустить полис. И вот один из дворцов сгорел. Я успел поспорить на этот счет со служительницей дворца, часть которого уже отреставрирована. Служительница спросила риторически: "Какая страховка?! Эти сокровища нельзя застраховать, они бесценны!". То есть, лучше чтобы они сгорели. Впрочем, насколько я знаю, ее мнение резко расходится с мнением британского налогоплательщика, на деньги которого производится реставрация. По крайней мере, теперь я увидел там свежеустановленные пожарные датчики.
Вернемся к смене караула: зрелище впечатляющее. Отработанный веками ритуал продолжается не менее получаса. Солдаты вымуштрованы похлеще, чем в Красной Армии. Приказы офицеров отдаются в виде диких, порой истеричных криков. Оркестр играет марши, и даже дирижер ходит вышколенным строевым шагом. Словом, показательные выступления по строевой подготовке. Попади туда советской прапорщик, он бы наверно плакал от умиления, прикоснувшись к столь высокому "искусству".
Описать подробно все и всех что мы увидели в Лондоне невозможно. Мы видели, как королева Элизабет II выезжает в роскошной карете с церемонии открытия Парламента, в сопровождении кавалеристов и всей английской аристократии, а через десять минут вслед за ней промчался на дикой скорости лимузин с премьер-министром Мэйджором. Мы плавали по Темзе на прогулочном катере в Гринвич, где постояли одной ногой в Западном полушарии, а другой - в Восточном. Там же мы видели самый быстрый в мире парусник - знаменитый клиппер Катти Сарк. Мы обошли Гайд-Парк - к сожалению, не в воскресенье, когда там проходят бурные политические дебаты. Мы бродили по Китайскому кварталу и ужинали в китайском ресторанчике, где Алла пыталась научиться кушать палочками - я так сразу попросил традиционную ложку. Мы прошли по мосту Ватерлоо, откуда народ бросался в реку, сводя счЯты с жизнью - в наше время это куда проще сделать, прыгнув под автомобиль на том же мосту.
Мы обошли великолепные лондонские музеи - Национальную галерею с ее богатейшими собраниями живописи. Рубенс, Рембрандт, Леонардо, импрессионисты - кого там только нет. Через пару часов пребывания в галерее в глазах начинает рябить от изобилия картин, поэтому обход галереи мы разбили на два раза, и все же не смогли обойти ее всю. Мы побывали в Британском музее - там выставлены сокровища, вывезенные англичанами из колоний во времена Британской империи (т.е. попросту награбленные). Индийские статуи и украшения, содержимое египетских пирамид. Мумии десятками лежат, саркофаги, барельефы, которым по 3-4 тысячи лет. В так наз. библиотечной галерее в этом же музее - миллионы уникальных томов. На почетном месте - слова "Yesterday", небрежно набросанные Джоном Ленноном на листке бумаги...
А вот музей восковых фигур мадам Тюссо оказался пустой тратой времени и денег. Глупый аттракцион. Я бы даже сказал глупый дешевый аттракцион, если бы билет туда не стоил почти девять фунтов. Это самый дорогой из лондонских музеев. Ну, стоят там несколько десятков фигур, изображающих голливудских звезд и политических деятелей. Сходство, как правило, весьма относительное. Ельцин, скажем, был очень хорош. Куда как лучше, чем настоящий. В конце всех сажают в вагонетку и провозят через последние века истории города, т. е. картонные декорации, среди которых расставлены скульптуры Шекспира, королевы Виктории и Черчиля. Балаган, да и только.
Куда как интереснее сходить в музей военного кабинета Черчиля. Во время Второй Мировой войны Британское правительство переехало в подземелье, откуда Черчиль руководил ходом войны. Все атрибуты того времени тщательно сохранены - мебель, карты, телефон, по которому Черчиль говорил с Рузвельтом. Любопытная деталь: существование прямой телефонной связи между обоими лидерами держалось в строжайшей тайне, поэтому комнатка с телефонным аппаратом к президенту США была замаскирована под ...личный туалет премьера.
Еще один интересный музей Лондона - музей движущихся образов, или, выражаясь проще, истории кино и телевидения. Музей этот совсем новый, открыт к 100-летию со дня изобретения кино. В нем выставлен, в частности, один из самых-самых первых в мире кинопроекционных аппаратов, принадлежавшем еще братьям Люмьер. Там же можно подробно ознакомиться с историей Голливуда, который в начале века был заброшенной деревушкой рядом с Лос-Анжелесом. Земли там продавались за бесценок. Можно представить себе, сколько заработали землевладельцы после 1907 года, когда яркое Солнце и красивая натура привлекли в Голливуд кинeматографистов. В одном из залов находится агитвагон, обклеенный революционными плакатами большевистской эпохи. В вагоне постоянно демонстрируются фильмы Довженко, Эйзенштейна и т.д.
За неделю пребывания в Лондоне мы обошли все его главные районы - Сохо, Блумсбери, Кенсингтон, и разумеется, Уайт-Холл и Сити. Уайт-Холл - это политический центр Британии, в котором находятся правительственные учреждения и министерства. Знаменитая Даунинг-Стрит, дом No 10 которой занимает канцелярия премьер-министра, оказалась небольшой тупиковой улочкой Уайт-холла. Еще 10 лет назад вход на неЯ был свободным, однако после попытки покушения на Маргарэт Татчер улицу перегородили железными воротами. Все въезжающие туда машины обыскиваются самым тщательным образом. В доме No 11 на той же улице находится кабинет министра финансов. Им пресса интересуется один раз в году - в день представления бюджета. В этот день, как с характерным английским юмором указывают путеводители, министр финансов направляется в соседний дом No 10, неся в руке традиционный красный кейс с плохими новостями.
Деловой центр города и страны - Сити - застроен мощными величественными зданиями. Размещаются в них главным образом банки. В последнее время там стали строить и небоскребы. В Сити делаются миллиарды, и на фоне этого символа финансового могущества Лондона странным контрастом выглядят бездомные, валяющиеся в огромных количествах по всему городу. В продранных спальниках, с потухшим взглядом, выброшенные за борт жизни люди занимают практически каждое более менее пригодное для ночлега место - подъезды домов, проезды под мостами, входы в метро.