ПРЕССА ПОД ПРЕССОМ или размышления к празднику ПЕЧАТИ

Jan 10, 2020 05:32

Пресса и медиапространство стали почти что воздухом, которым дышим. Все большее число людей умеет стучать по клавиатуре - причем, почти что со скоростью мысли. Вслед за всем миром Россия въехала в главную реальность 21-го века: мы можем моментально (надо только компьютер включить) прочитать то, что пишут другие. И вряд ли кто возразит утверждению, что наши современные медиа выросли из детских штанишек советского периода и многократно переросли всех вместе взятых (и по отдельности) номенклатурных журналистов, состоявших тогда в одном профессиональном союзе и пребывавших в одной-единственной политической организации…

Но наша пресса, мягко выражаясь, не совсем нас устраивает. И только ленивый не готов ругать тех, кто работает в СМИ. И не костерит их, как минимум, за продажность, не говоря уж об остальном, не менее значимом… Простите, нет ли здесь преувеличения?..

ВЛАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ СЗАДИ...

Приятнее всего было бы написать, что наши СМИ - не менее уважаемый институт общественной жизни, чем ее другие составляющие, входящие в понятие: власть. Помните, как нас учили: власть в демократическом обществе, т.е., добавлю, уже структурированная, должна делиться на четыре части. Пресса в этой структуре - четвертая по счету…

Когда молодой человек получает студенческий билет, где написано, что он учится на факультете журналистики, у него уже возникает ощущение, что он приобщается к величайшему изобретению человечества: иерархическому построению общества с помощью вертикального воздействия… То есть, становится частью власти. Только поймите меня правильно. Слово «вертикальное» - совершенно не бранное. Но…

Повторюсь, все большее число моих современников умеет очень быстро писать. Стали даже ограничивать прыть современных офисных трудящихся, частично закрывая им доступ в Интернет - сисадмины организаций не дремлют и работают над этим вопросом все успешнее…Теперь же применительно к самой СМИ интернет-блогеров сосчитали и арифметическим способом (по трем тысячам ежедневных интересующихся) узаконили: они теперь тоже пресса. Соответственно, шаг в сторону - штраф. Отдали под суд журналиста, написавшего про игру в региональный суверенитет. Ответственность за слово написанное и произнесенное, стало для действующей первой власти предметом пристального внимания…

Раньше было все проще. Борис Николаевич стаканом прошибал мозги так успешно, что потом на некоторое время наступала тишь да благодать. Снимет правительство - и гуляй Вася, можно заняться собственным здоровьем…

Наверное, мы излишне избалованы были им, упомянутым выше, нашим политическим лидером конца прошлого столетия. Его порой высмеивали так, что было смешно по-настоящему. Ржание в прессе было, как минимум, искренним. Хотя исторически в России, начиная с некрасовского «Современника», трудно угодить читающей публике. А теперь нам не нравится смотреть телевизор. Слишком стало все серьезно. Слишком ответственно… Иногда, правда, заметна ирония. Поисковики, выдавая в ТОП заголовки новостных лент, подсовывают нам скрытую улыбку…

Действительно, хорошо всё кроме скучного. Если смеется пресса - смеется страна… Если плачет - страна тоже начинает сопереживать. Если сухо сообщает, хочется кричать от тоски.

А ЕСЛИ ПРЕССА МОЛЧИТ...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести, написал очень уважаемый поэт. В начале было слово, написано в Библии. В нашем 21-м веке слов уже стало… слишком много.

Интернет вслед за сотнями телеканалов (кабельными в том числе) открыл немыслимый простор для воздействия на умы. Да, «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…». Но тот, кто утверждает на полном серьезе, что слово сильнее всего на свете, не просто ошибается. Он запутывает себя и окружающих. Булат и злато всегда были сильнее слова…

Будучи человеком, вчера ходившим в храм и ставившим в нем свечи, можно ли мне спросить здесь: а слово не просто произнесенное - но написанное - у ж е правда? Или нельзя… Это я, как вы понимаете, начинаю заводиться и нервничать.

"А ТЫ НАПЛЮЙ..."

В таких случаях (когда я нервничал) моя бабушка, царство ей небесное, говорила: «А ты наплюй». Это говорила мне 85-летняя тихая безропотная малограмотная старушка - дочь раскулаченного крестьянина…

Ее мало волновали мои рассказы о работе. Она смотрела на экран телевизора (танцевали фигуристы), а я рассказывал отцу, фронтовику и писателю, о том, что мою заметку сняли с номера в самой смелой по тем временам московской газете (шел переломный 88-й год), после чего стенограмма брифинга (о произведенных обысках у диссидентов в момент, когда М.С.Горбачев в ООН говорил, что в СССР уже нет и больше не будет политзаключенных) была через друзей отправлена во «вражьи голоса»…

А до этого события - так было здорово! Вспоминаю с некоторым умилением. Журналисту-конформисту, встроенному по уши во власть, разрешалось многое. После заметки в центральной партийной газете мог с должности слететь большой местный начальник …

Партия (она же по совместительству и власть в стране) все отрегулировала - журналисты работали исключительно с ее позволения. В центральных изданиях, естественно, без партбилетов журналистов просто не имелось…

И тут с моей стороны - такое свинство по отношению к организации, которая тебя и пригрела, и назначила, и дала путевку в жизнь. Мой начальник, редактор журнала, сказал мне: «Что вы наделали…»

Пропуская все дальнейшие события, могу только констатировать: очень скоро с огромным хлопком (вместе со всем СССР) лопнула старая власть, а новая уже сажать в мордовские лагеря перестала…

А потом началась гонка. Деньги, деньги, деньги... В лихие 90-е стало совсем не до печатного слова. Вертикально-иерархическая система построения власти и общества забуксовала, из нее вывалились все ее составляющие: пресса вслед за всеми остальными (выборная, судебная) тоже выпала из власти и в немалой степени выродилась в «желтые» газетки, рассказывавшие о мутантах-тараканах, разросшихся до невероятных размеров… И людям (и мне тоже, несмотря на мою профессию) стало наплевать на прессу.

ПРЕДБАННИК ВЛАСТИ?

Сейчас все иначе. Медленно, но верно, медиа начинают встраиваться в систему власти, выгрызая себе пространство. Процесс болезненный и неоднозначно оцениваемый. Особенно теми, кто все-таки понимает, о чем идет речь… Разнятся оценки, выставляемые прессе в больших кабинетах, где пытаются выстраивать будущее страны. Судя по всему, на переломных этапах (сейчас можно говорить именно о таком этапе: чего только стоит появление на телеэкранах тяжелой артиллерии из телеведущих, ставших притчей во языцех закатывания в асфальт политических противников во времена конца 90-х) наконец-то пресса опять потребовалась. К сожалению, пока что, в основном, для промывания мозгов…

Но стране нужен освоенный цивилизацией инструмент обратной связи, дающий обществу мирный способ воздействия на власть. Если свернуть вбок с этой нормальной дороги, если окончательно превратить СМИ в «чего изволите», можно прозевать тактические и, тем более, стратегические повороты, необходимые для выздоровления экономики. Особенно это опасно на больших скоростях…

Без свободной и независимой прессы не будет экономического роста. Превращение ее в банальный предбанник власти невыгодно самой власти. Даже если кому-то кажется, что так легче и проще (с помощью промывания мозгов - в душной бане) добиться согласия с обществом, уставшем от реформ…

Отмываться от грязи надо чистой водой.

Андрей Цеханович
Previous post Next post
Up