Встречал много людей, которые с уверенностью рассуждают о востоке этой нашей страны, а на деле оказывается они никогда там не то что не были, даже с людьми оттуда толком не общались. Некоторое время назад довелось мне съездить в Донецкую область. Причем ехать было решено на машине, т.к. по деньгам практически равноценно поезду, а свободы перемещения больше. Впредь никогда не повторю этой ошибки. Да, я больше успел посмотреть, некоторые места вообще только благодаря машине увидел, но дороги, по которым мы ехали, даже дорогами нельзя назвать.
Дороги
Многие, кто знал об этой моей поездке, советовали ехать через Харьков. Не существует таких матюков, которыми я могу описать дороги харьковской области. Причем, если участок трассы около Харькова в Киевском направлении -- это хуйовая дорога, то участок Харьков-Донецк и в особенности харьковская окружная это ебанный ад, это дорога на которой ваша машина проходит километр за 10 ( по износу ). Местами ехать по дороге было просто нереально и водители съезжали на обочину, где уже была выкатана тропинка. И это дорога государственного значения! Я не понимаю как харьковчане могут терпеть это издевательство.
Их мэра нужно не просто наказать, его нужно повесить где-то там на трассе чтобы его последователи первым делом принялись за дороги. После этого я не могу без улыбки слышать разговоры про "евро 2012". Хотел бы я посмотреть на немца, кгторый на своем низком профиле заедет в харьковскую область. Нет, это определенно эталон плохой дороги, хуже я нигде не видел, лучше уже по грунтовой ехать. Но сюда мы попали на обратном пути. Туда ехали через Красноград, Карловку, Лозовую. В этих местах дорога тоже не подарок, но общее впечатление гораздо лучше. Но это дорога, а вот то что около неё.
Восточные села
Во многих селах, которые мы проезжали от Лозовой до Краматорска я не раз узнавал села зоны отчуждения. Полуразваленные дома, люди на улице, несмотря на вечер пятницы, редко встречаются. Те же дома, которые еще обитаемы, покошены, полусгнившие. Местное население в основном пожилого возраста. Машин на дороге практически нет. Случись у нас что с транспортом, пришлось бы долго искать помощи. Заправки в этой местности такая же редкость, как и люди. Я бы не смог жить в таких условиях, это просто какое-то перманентное уныние. Зона оочуждения не произвела на меня такого впечатления потому что люди там не живут, ну или по крайней мере живут осознанно. Здесь же все совсем иначе.
Краматорск, Дзержинск, Кирово
Цель нашей поездки был поселок Кирово, который находится в нескольких километрах от Дзержинска и в 11 километрах от печальноизвестного места под названием Сухая Балка. Ехали мы туда чтобы бабушка повидалась со своей сестрой, которая живет там. Я же был в тех местах во второй раз, как оказалось. Первый раз мне был годик и там я около месяца жил после аварии на ЧАЭС. Мне было очень интересно посмотреть на эти места, сравнить с тем, что показывают по телевизору. Но я отвлекся, хотел рассказать про Краматорск. Название города практически описывает его состояние. Серый, мрачный полуразваленный город. От заводов, которые когда-то здесь работали, практически ничего не осталось, одни стены, а местами и их нет. Любители полазить по заброшенным местам должны просто сесть и заплакать здесь, потому что даже смотреть на все это как-то печально. Но город, как ни странно, еще чем-то живет. Ездит транспорт, есть какое-то движение. Не знаю чем там можно заниматься, я бы свалил оттуда при первой воможности. Очень хорошо понимаю теперь почему студенты из других городов так старательно учатся в университетах и так же работают на работах. У них есть мотиваторы в их городах. Кстати в этом же городе впервые увидел ямы на дороге, заложенные кирпичами. Я даже сфоткал парочку.
Но если в Краматорске дела обстоят плохо, то в Дзержинске и соседних поселках дела вообще не обстоят. Дело в том, что все они являются городами спутниками к шахтам и заводам. Это означает, что подавляющее большинство населения работало на этих шахтах и заводах, а остальные работали в сфере обслуживания, в магазинах на автотранспортных предприятиях для этих людей. Почему в прошедшем времени? Потому что с остановкой практически всех шахт люди перестали зарабатывать деньги и им ничего не оставалось кроме как уехать куда-то. С пропажей этих людей, уехали и те, которые работали для них. Не кому стало продавать товары, некого возить, некого стричь и т.п. Город полупустой, медленно погибающий. Горячей воды в домах нет и не будет, холодная по расписанию. Многие даже посрезали трубы для горячей воды за ненадобностью.
Сейчас в тех краях работают несколько шахт, на одной из них практически готов горизонт на глубине 1200 метров. Вот только себестоимость тонны угля в несколько раз превышает его рыночную стоимость.
На мой вопрос почему здешние люди не занялись чем-нибудь другим после закрытия шахт мне ответили, что большинство из них были потомственными шахтерами и ничего другого не то что не умели, даже и в мыслях не было. В частных секторах целые улицы брошены, дома разграблены или разрушены. Увидев нашу машину, несколько человек и меня с фотоаппаратом местные бабушки принялись описывать свои проблемы, спрашивать когда же мы дадим им нормальную квартиру. Оказалось они приняли нас за некую комиссию, которая, видимо приезжает в те места. Позже, услышав знакомую фамилию, они раздобрились и разговор пошел уже совсем в другом ключе. Они рассказали, что квартиры им дают, но в этих квартирах нет даже окон. Обустраивать их нужно за свой счет. Они не против переехать но денег на обустройство у них нет.
Что ещё удивило. Свободной земли с домами в хорошем состоянии там предостаточно. Так что если кто хочет себе домик в деревне -- приезжайте, выбирайте и живите. Никто вам и слова не скажет, будут только рады.
На обратной дороге заехали в святогорскую лавру. Это одна из трех лавр, которые находятся в этой стране. Состояние комплекса не хуже чем в Киеве, а людей значительно меньше. Весьма необычно было видеть белые стены, золотые куполы и тротуарную плитку после разрухи, которая буквально в пятидесяти километрах оттуда.
Пока снимал и общался, не раз слышал фразы вроде "вот так живут бандиты". Очень обижаются, что их в Киеве считают бандитами и что слово "донецкий" уже практически синоним "бандиту". Просили обязательно показать фотографии и рассказать обо всем знакомым, что я и делаю.