Во всех зданиях, в которых бываю, я задираю голову вверх и внимательно рассматриваю потолок - если, конечно, есть чем там любоваться.
В Исакиевском соборе любоваться можно часами! И не только мозаикой в сводах.
Это фото - самое любимое из всех, что я сделала в Исакиевском.
Исаакиевский собор - выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших в мире купольных сооружений, уступающее по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции.
Грандиозность этого храма определяют его размеры: высота 101,5 м; длина 111,2 м; ширина 97,6 м. Собор - одна из доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его образ служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости и золотой кораблик Адмиралтейства.
В Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 - 1850 годов. Цикл росписей и картин посвящен библейским и евангельским сюжетам. Их создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, хотя привлекались и менее известные мастера.
Ф.Бруни "Страшный суд"
вот
тут можно получше рассмотреть роспись
На западном своде центрального нефа - "Видение пророка Иезекииля" площадью 250 кв.м, мистическое настроение которой создано контрастом фигуры пророка и воскресающих - от скелета до облаченного в саван мертвеца. Колорит оживлен яркими пятнами одежд ангелов и полосой восхода.
"Видение пророка Иезекииля"
вот
тут можно рассмотреть лучше роспись
В храме - 103 стенные росписи и 52 картины на холсте. Создавали их 22 художника:
В.К.Шебуев,
Ф.А.Бруни,
К.П.Брюллов,
А.Т.Марков,
Н.М.Алексеев,
П.В.Басин,
Э.Плюшар,
Ф.С.Завьялов,
П.М.Шамшин,
Ф.П.Брюллов,
Т.А.Нефф,
К.Штейбен,
В.Сазонов, Н.Майков,
К.А.Молдавский,
Ч.Муссини,
С.А.Живаго, А.Е.Бейдеман, Х.Дузи, Ф.Рисc, И.К.Дорнер и А.Никитин.
Общий проект живописи в соборе подготовил
О.Монферран в соответствии с пожеланиями Святейшего Синода и лично императора
Николая I.
Грандиозен по своим размерам (816 кв.м) плафон главного купола кисти великого
Карла Павловича Брюллова. Получив в 1842 году этот заказ, живописец воскликнул: "Мне тесно, я бы теперь расписал небо!". Сюжет росписи - молящаяся Богоматерь с предстоящими
Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом располагаются святые покровители царствовавшего Дома Романовых.
Учитывая размеры и сферическую поверхность купола,
Брюллов использовал круговую композицию, оставив широкие просветы фона, создающего эффект напоенного солнцем небесного свода. Фигуры главных персонажей даны в сложных ракурсах так же, как группы парящих у облаков ангелов. Живописная балюстрада иллюзорно связывает плафон с архитектурными формами барабана купола. Яркое и в то же время изысканное цветовое решение делает роспись
Брюллова доминантой всех монументально-декоративных произведений храма. Плафон Исаакиевского собора - одно из последних творений
Карла Павловича на родине, подтверждающее его виртуозное мастерство монументалиста. Он успел выполнить основные фигуры, а фоны, апостолов в барабане купола и "Страсти Господни" завершил академик
П.В.Басин по картонам
Брюллова.
Три большие арки в иконостасе служат входами в алтарную часть храма. Центральную арку украшают две лазуритовые колонны и царские врата, за которыми находится главный алтарь
св. Исаакия Далматского.
В алтарном окне - один из самых больших витражей в Европе площадью 28 кв.м, выполненный на Мюнхенской мануфактуре мастером
Айнмиллером.
Поместить витраж в алтарном окне Исаакиевского собора рекомендовал баварский архитектор
Лео фон Кленце, автор первоначального (не принятого) проекта внутреннего убранства храма. Это одобрили император
Николай I, Святейший Синод и поддержал
О.Монферран, поскольку эта деталь убранства не противоречила его собственному плану декора.
Руководил изготовлением витража сам
фон Кленце, разработавший для него раму особой конструкции. Баварский архитектор лично обратился к своему покровителю королю Людвигу I за разрешением изготовить витраж в Мюнхене, и получил его согласие.
В 1841 году
Кленце с посыльным передал свои чертежи председателю Комиссии по строительству собора светлейшему князю
П.М.Волконскому.
Вскоре князь от Высочайшего имени сообщил архитектору, что он может поместить заказ на Мюнхенской Королевской фабрике. С этого момента роль
Кленце свелась к посредничеству между немецкими витражистами и руководителем Комиссии.
Проектный рисунок витража переделывался несколько раз, окончательный вариант был разработан художником
Г.М. фон Гессом и в основном следовал академическим традициям: в картине преобладает так называемая "академическая трехцветка" - красный, голубой и желто-белый тона.
Запрестольный образ Иисуса Христа отличается яркостью красок и глубиной цвета.
Он изображен на фоне желто-голубого неба, облачен в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный зелеными изумрудами и бледно-фиолетовыми аметистами.
Запрестольный витражный образ Воскресшего Господа.
Во многом необыкновенная красота, сочность, тонкость и свежесть цвета - заслуга мастеров Мюнхенской фабрики, и, главным образом, одного из лучших витражистов Европы
М.-Э.Айнмиллера.
В распоряжении этого удивительного мастера было стекло более 100 различных цветов и оттенков. Он использовал многослойное стекло и стекло, окрашенное специальными красками.
Умело применяли мастера из Мюнхена и одноцветное стекло. Облака на картине сделаны из сплошного дымчато-серого стекла, крестное знамя - из рубинового, крест на хоругви - из белого.
Некоторые детали витража расписывались специальными красками, обжигались в муфельной печи и затем подвергались механической обработке.
Варили цветное стекло на заводе в местечке Бенедиктбойерн, который сначала принадлежал М.З.Франку, а потом стал собственностью
Айнмиллера, придумавшего способ производства стекла с тончайшими переходами тонов. Для того, чтобы достоверно передать на витраже лица людей и открытые части человеческого тела, он изобрел так называемое "пергаментное" стекло.
К концу 1843 года работа над витражом была закончена. Летом 1844 года ящики с разобранной картиной доставили в Петербург морским путем. Мастер Г.Кюль собрал витраж и установил его для демонстрации царю. После Высочайшего одобрения картину снова разобрали, и установили в главном алтаре уже после завершения отделочных работ в соборе.
Витражное окно состоит из двух связанных тягами металлических рам. В наружную вставлено толстое зеркальное стекло, во внутренней раме смонтирован сам витраж из элементов цветного полупрозрачного стекла, скрепленных свинцовой пайкой. В оконном переплете он удерживается металлическими креплениями.
И немножко деталей:
Фото мои, информация взята с
официального сайта