тотальный дизайн улицы

Aug 23, 2012 11:10

Не важно, что ты рисуешь. Важно, что используешь образы - сильные приемы воздействия.

Правовой нигилизм

Когда свирепствует правовой нигилизм во многих законах (например, мало, кто выполняет авторское право, указы, постановления правительства по Интернету, ПДД или хотя бы запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах), тогда символы играют ещё бОльшую роль. Люди начинают сокрализировать и вкладывать смысл в различные знаки, возникающие в общественном пространстве. А общественное пространство - это прежде всего "улица" и интернет. Там формируются идеи и знаки, которые в последствии меняют отношения к миру - правила жизни. Как же обстоят дела на улице?



Общие формы

В начале хочу сказать. Наши законы налагают запреты на сильные приёмы (звук, образы, встречи). Они постоянно пытаются приватизировать эти формы - через институты санкций. Они, прыкрываясь "большинством", возводят форму в абсолют, и делают любой смысл ничтожным в сравнении с "нормой-формой" часто придуманной в кабинетах бюррократов, а не обсуждением (во многом именно из-за этого корень правового нигилизма). Не важно, что ты поёшь, важно, что ты поёшь в переходе в метро или на улице - социальное. Не важно, про что ты говоришь на собрании, важно, что имеет место сама встреча - публичное. Не важно, что вы встретились делать спортивную игру, важно, что вы решили это делать вместе - социальное. В этом тотальность сегодняшнего закона, он хочет контролировать метаформы. Как патенты контролируют прикладные формы, так через законы, власть имущие хотят контролировать общие формы. А общие формы можно интерпретировать как угодно.

Микроформы

Нарисовав граффити на стене, ты становишся преступником. На тебя надевают наручники. Тебя будут тянуть за волосы, приковывать к столу, избивать как последнего негодяя, совершившего тяжкое преступление. А то и заставят почуствовать жертвой или злодеем вселенского масштаба. И не важно, что ты нарисовал: ШОС, любимый гриб, музыканта, или поставил свой тег на электрощитке. Сама форма выражения становится запретной. А действие её реализующее - преступлением. Нельзя рисовать в городе. Вот и всё. Просто это нельзя. "Необходимость" санкции может объясняться разными способами. Вот так и устанавливают "индустриальный" стандарт на поведение - через тотальный дизайн всякого микродействия. Иногда такой стандарт работает. Не сейчас.



Крайние формы

Человек всегда ищет пространство для изображения, отображения, отражения своих мыслей о реальности. И если этого пространства не давать, могут возникать крайние формы. В прошлом своём посте я писал, про "спиленный крест". Подобные акции - сигналы к тому, что система выброса человеческой энергии работает не стабильно. Какие-то сферы серъёзно болеют. В беларусских условиях скорее не формы творчества становятся всё более радикальными, а административный и политический режим таковым. Он их "радикализирует". Потому, что сохраняя прежние смыслы рисунка или произведения, необходимо всё больше и больше санкций для его публикации. Например, вы можете рисовать только на мусорных контейнерах с разрешения мингорсполкома. Радикализируется запрет - он тотален.

Инь и янь

Я уже писал про общественный договор, который давно перестал работать, между нашим государством и обществом.
И работал ли вообще этот договор?

Сейчас со стороны государства идёт репрессивная волна на городское пространство (как сферу общественного). Оно выхолащивается и законодательно, и исторически, и эстетически.

С другой стороны капитализм, захватывает пространство рекламными щитами на улицах, в метро, транспорте, отгораживая и разрезая город на части, где можно переходить только по системе пропусков. Разрешатеся всё то, что платит деньги и не противоречит "индустриально-идеологическим" намерениям правительства-администрации.

Забирать время

Планиорвка города усугубляет отчуждённость и разобщенность. Вечные вереницы машин, широкие улицы, проспекты, мосты, перезды, подземные переходы уничтожают всякую живую энергию. Остаются только шум, грязь и пыльный воздух.

С одной стороны монотонные коробки жилых кварталов насильно задерживают развитие людей, определяя поведение своей повторяемостью и антисанитарией. С другой стороны гипермаркеты стерилизуют любое проявление жизни своим светом, стелажами и бесконечной охраной.

Паркинги и бесчисленные торгово-развлекательные центры - типичны и предсказуемы, и формами, и содержанием - продают массовые товары и заурядный "опыт", а своими размерами забирают время. Это их задача.

"Типовое" уже трещит по швам и своей массой норовит раздавить всё иное.

Синтез

Думаю, кто читал пару книг ниже, могут прочувствовать больше, что в качестве Образца сейчас навязывается фабула романа-антиутопии "1984" Оруэлла - в плане идей, а сюжет "Нового дивного мира" Хаксли - в плане потребления. Вот такой  получается реальность.

Остаётся ли место общественному? Точнее, остаётся ли здесь место творчеству?

Немного позитива

Конечно. Хочу немного позитива в конце этого поста. Когда запрещают некоторые формы творчества, оно становится ценней. Оно может выйти в прямой конфликт с запретом, но продолжить создавать, постоянно сталкиваясь, или оно может найти и уже ищет другие формы, или ещё тысячу способов. Я вижу сегодня назначение своего творчества в политическом. Время выбирает Форму. Сейчас на повестке - социальное.

культурная герилья, урбанистика, граффити, политанатомия

Previous post Next post
Up