Гендерквир: терминологические заметки

Jan 17, 2013 21:58

Необходимость пересмотра понятийно-терминологического гнезда, включающего термин "гендерквир", вызвана затруднениями при анализе его соотношения с другими терминами, обозначающими разрыв с традиционной гендерной системой. При обсуждении этого вопроса на форуме GenderQueer я обратил внимание на несоответствие между зонтичным характером термина "квир" и сравнительной узостью производного от него "гендерквир".

Что имеется в виду? Термин "квир" (англ. queer - "странный", "чудной") используется для обозначения любых идентичностей, моделей поведения и самопрезентаций, не укладывающихся в стереотипные представления о биологическом поле, гендере и сексуальности (гетеронормативность, цисгендерность, дискретность, бинарность, гендерно-конформное поведение и внешность и т.п.). И.С.Кон (Квир теория // Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. - М.: Олимп, ACT, 2003) так характеризует это понятие:


"Квир" не подразумевает никаких конкретных, специфических черт. Это идентичность, лишенная сущности, которая по определению расходится с всем нормальным, легитимным, господствующим. Это распространяется не только на гендер или сексуальность. Любая идентичность потенциально может изобретаться или переформулироваться её собственником. "Квирность" выводит наружу и драматизирует непоследовательности и рассогласованности между считающимися стабильными отношениями между хромосомным полом, гендером и сексуальным желанием.

В отличие от исконно английского слова "queer", у которого довольно сложные современные и трансисторические коннотации (см. Аннамари Джагоз, "Введение в квир-теорию", М., 2008), заимствованное слово "квир" чуждо лексической системе русского языка и поэтому легко и непредвзято осмысливается в качестве "зонтичного термина" для обозначения упомянутых выше "нелегитимных" идентичностей, презентаций и отношений. Ольга Бурмакова в работе Квир и бетанские серьги обращает внимание также на "отсутствие в обществе адекватных общеизвестных систем кодирования и социального взаимодействия для квир-идентичностей и квир-отношений". Соответственно, такое "отсутствие понятийного ряда и общепринятого кодирования ... усложняет социальное взаимодействие" (ibid.), что и определяет потребность в максимально широком общепонятном термине.

Термин "гендерквир" образован путём простого словосложения от основ "гендер-" и "квир-". При этом очевидно, что элемент "гендер-" является спецификатором для базового понятия "квир", сужающим объём последнего до любых случаев ненормативности, связанных только с гендером. То есть, по логике терминообразования, значение этого сложного слова должно охватывать всю ту часть квира, которая имеет отношение к гендеру. Однако из практики его употребления следует, что это далеко не так.

В английской версии Википедии приводится следующее толкование: "гендерквир - это обобщающая категория для гендерных идентичностей, отличных от мужской и женской и таким образом выпадающих из бинарной гендерной схемы и циснормативности". По мнению составителей, термин должен, в частности, охватывать людей: 1) с комбинациями мужской и женской идентичностей; 2) не обладающих ни мужской, ни женской идентичностью (агендеры, лица без гендера); 3) с неустойчивой гендерной идентичностью; 4) идентичностью, отличной и от мужской, и от женской, в том числе, без названия. Сходная трактовка даётся и в русском варианте, с той разницей, что там к числу идентичностей добавлена андрогинная. В "народном" сетевом словаре Urban наибольшую поддержку получило такое определение: "Термин гендерквир чаще всего используется для обозначения лица, чья гендерная идентичность не вписывается в сконструированные социумом "нормы", опирающиеся на его биологический пол. Гендерквир - это идентичность, попадающая в любую точку спектра гендерных идентичностей между мужской и женской."

Между тем в статье о трансгендерности той же английской Википедии к числу людей с трансгендерной идентичностью относятся транссексуалы, трансвеститы или кроссдрессеры, гендерквиры, андрогины и бигендеры. Из этого перечня следует, что на роль всеобъемлющего зонтичного термина претендует "трансгендер", а вовсе не "гендерквир". Хуже того, в статьях о гендерквире андрогины и бигендеры включены в объём этого понятия, а в последнем случае они уже рассматриваются отдельно в рамках понятия "трансгендер". Таким образом, существующая понятийно-терминологическая система для описания гендерной ненормативности является крайне запутанной и противоречивой.

Попробуем разобраться в причинах этой противоречивости. В упомянутой выше статье трансгендерность определяется так: "состояние гендерной идентичности (самоидентификация в качестве женщины, мужчины, женщины и мужчины одновременно, ни того, ни другого), не соответствующее тому полу, который приписывается данному лицу (идентификация его другими людьми в качестве мужчины, женщины или интерсекса на основе биологического/генетического пола)".

Сопоставляя приведённые выше определения, можно заключить, что основной причиной непопадания части случаев трансгендерности под гендерквирный "зонтик", следует считать искусственное выделение транссексуальности, когда желаемый пол и основанные на нём гендерные признаки противоположны биологическому полу, из всей совокупности случаев. Такое разграничение делается на том основании, что при транссексуальности мы имеем дело с "чистой", хотя и инвертированной гендерной идентичностью и можем поэтому приравнивать таких трансгендерных мужчин и женщин к обычным.***

В действительности при транссексуальности речь идёт о точно такой же рассогласованности между хромосомным полом и гендером, о которой говорил И.С.Кон, как и при промежуточных, плавающих и других атипичных гендерных идентичностях. Изъятие двух крайних позиций из гендерного спектра и отдельное их рассмотрение выглядит искусственным приёмом, который не способствует упорядочению наших представлений о трансгендерности и других явлениях, потенциально охватываемых термином "гендерквир". Что это за явления и каковы принципы их выявления и описания, а также место в системе смежных понятий?

Ненормативные гендерные состояния, толкуемые в целом как гендерквир, выявляются и описываются в системах переменных, связанных с двумя базовыми категориями - гендерная идентичность и гендерная презентация. На мой взгляд, последняя совершенно необоснованно была исключена из рассмотрения при выработке дефиниций гендерквира, поскольку идентичность и самопрезентация - два важнейших и взаимодополняющих аспекта социализации человека в той или иной гендерной роли. Несмотря на достаточно тесную взаимосвязь, переменные, используемые в этих категориях, являются априорно независимыми. Рассмотрим их по отдельности.

По принципу гендерной идентичности (самоидентификации) выделяются два класса явлений - трансгендерность и агендерность. Включение последней в круг явлений трансгендерности является грубой ошибкой, поскольку агендерность предполагает, что данная идентичность вообще не определяется в терминах, связанных с гендером. Соответственно, невозможен в принципе и трансгендерный переход, который (хотя бы потенциально) ассоциирован с любой трансгендерной идентичностью. Агендер осознаёт себя либо как "просто человек", либо как другое разумное существо. Известно, например, что во время последней переписи населения в РФ среди её граждан было выявлено некоторое количество эльфов, марсиан и других экзотических гуманоидов. Однако такие идентичности не имеют гендерного измерения, поскольку гендер представляет собой социокультурную надстройку над биологическим полом, а отвечающий какой-либо из этих идентичностей биологический пол неизвестен. Соответственно, не существует и "эльфизирующих" препаратов и других методов терапии, равно как нельзя стать эльфом или марсианином в результате оперативного вмешательства.

К явлениям трансгендерности, помимо транссексуальности (предельный случай), следует отнести интергендерность (попадание в любую часть спектра между двумя номинативными гендерами), амбигендерность (сочетание признаков двух идентичностей), а также би(три, мульти)гендерность - плавающая идентичность с переходом между двумя или несколькими состояниями. Термин андрогинность, которое нередко связывают с гендерной идентичностью, особенно в англоязычной среде, использовать в данном случае нежелательно, поскольку это существенно затемняет терминосистему. Андрогинность подразумевает, прежде всего, воспринимаемые и оцениваемые нами паттерны фенотипа (внешность, поведение) и связана с гендерной презентацией/экспрессией, а не идентичностью. Разумеется, человек может назвать себя андрогином (и называют), однако в научном дискурсе это слово для обозначения идентичности едва ли приемлемо. Системный термин в данном случае - интергендер (при градуальной андрогинности) или амбигендер (при мозаичной). Внесистемным синонимом интергендера для случаев, близких к равноудалённости от гендерных полюсов, является нейтро (neutrois). Безусловным преимуществом терминосистемы следует считать построение групп родственных терминов по единому принципу. В данном случае очевидна тенденция образовывать их путём сложения соответствующих латинских приставок с элементом "гендер(ность)". Данный алгоритм позволяет сконструировать и предложить для обозначения транссексуальности термин альтергендерность (от лат. alter - "другой, один из двух, противоположный"). Термин "транссексуальность" в этом случае также можно считать его внесистемным синонимом, сужающим сферу применения по мере депатологизации трансгендерности.

В сфере атипичных гендерных презентаций в самом широком смысле можно говорить практически только об одном явлении - андрогинности (или гинандрии, если нам важна полярность соотнесения). Это понятие, однако, содержит в себе большое типологическое разнообразие, представленное в культуре и социуме широким кругом явлений. Во всех случаях речь идёт о промежуточных состояниях между "типично мужскими" и "типично женскими" фенотипами (морфологическими, физиологическими, психологическими, поведенческими), а также всевозможных "химерах" - комбинациях мужских и женских черт. При этом в формирование андрогинного облика вносят вклад как естественные особенности тела, психики и поведения, так и "продолжение" тела как социокультурного объекта - телесные модификации, одежда, аксессуары, косметика. Кроме того, андрогинность может быть как естественной, так и перформативной, с варьирующей во времени экспрессией мужского и женского. Комбинации этих факторов дают, в частности, такие всем известные андрогинные типы, как женственный мальчик, кроссдрессер (трансвестит), кроссплейер, травести-дива, драг-квин и драг-кинг, шимейл и хи-фемейл, гендерфак, сиссибой, томбой, буч и другие (прошу прощения за неуклюжие варваризмы). Разумеется, при любом типе презентации возможна как транс-, так и цисгендерная и агендерная идентичность.

Не исследованным остаётся вопрос о маргинальных гендерных презентациях, которые, возможно, не описываются в терминах андрогинности/гинандрии. Нельзя исключить возможность квир-образов, которые будут в конфликте с нормативными представлениями и при этом плохо соответствовать андрогинной модели. В этой связи интерес могут представлять различные городские субкультуры, а также "гендерные фрики", воплощающие индивидуальные, часто весьма самобытные рецепты разрыва с нормативностью.

Итак, под зонтичное определение гендерквира попадают все случаи атипичной гендерной идентичности (в том числе трансгендерной) и все случаи атипичной гендерной презентации. Остаётся открытым вопрос, всякую ли ненормативную самопрезентацию с гендерным выражением следует считать трансгендерной. С одной стороны, во внешности и поведении человека присутствуют черты, не соответствующие ни его биологическому полу, ни приписываемой ему гендерной принадлежности. Однако его собственная гендерная идентичность при этом вполне может соответствовать полу. Это порождает двусмысленность при отнесении такого человека к трансгендерам и может приводить к значительной путанице. Например, кроссдрессеров (трансвеститов) в публикациях и обсуждениях обычно причисляют к трансгендерам, независимо от того, является ли их идентичность транс- или цисгендерной. Так, в широко известной шкале Бенджамина трансвестизм и транссексуальность - не более, чем градации одного качества. Точно так же и цисгендерного мужчину, практикующего фристайл, вполне могут назвать трансвеститом, подразумевая его трансгендерность.

В связи с этим разумнее было бы для атипичных гендерных презентаций оперировать понятием андрогинности, экстенсионал которого должен охватывать только промежуточные состояния между маскулинным и фемининным фенотипом и различные комбинации мужских и женских признаков (но не идентичности). Особое положение в этой системе зарезервировано для смежных маргинальных групп, творчески компрометирующих стереотипы "настоящих" мужчины и женщины (см. выше). Кроме того, вместо термина "трансгендерный" применительно к внешности и поведению, вероятно, перспективнее использовать термин "кроссгендерный", который своими коннотациями не привязан так жёстко к идентичности и поэтому будет вызывать значительно меньше недоразумений. Андрогинность и кроссгендерность как её аспект, наряду с трансгендерностью и агендерностью, таким образом, практически исчерпывают множество паттернов идентичностей и самопрезентаций, подрывающих бинарно-дискретную гендерную систему, характерную для патриархального общества и тем самым формирующих понятийную базу гендерквира sensu lato.

*** В крайнем своём выражении эта позиция сводится к признанию цисгендерности транссексуалов и замене её "транскорпоральностью" (термин мой - авт.), т.е. нахождением по сути цисгендерной личности в неправильном теле. Метафора транскорпоральности заслуживает отдельного рассмотрения, однако очевидно, что она далеко не в равной степени приложима ко всем людям, решившимся на трансгендерный переход и оперативное изменение пола.

гендер, квир, трансгендерность, фрики, гендерквир, терминология, определение понятий, лингвистика, genderqueer, андрогинность, язык и общество, парафилии, гендерная идентичность, трансвестизм, философия фристайла, анализ понятий, гендерные маркёры, кроссдрессинг

Previous post Next post
Up