Дух времени

Oct 11, 2011 10:06

Рисуя портрет той или иной эпохи, художник сознательно или бессознательно представляет её в стилизованном виде, наделяя чертами своего времени. О современных экранизациях античных сюжетов я уже как-то писал. Любопытная стилизация античности наблюдается в работах мастеров эпохи Возрождения. В позах, мизансценах, в самом мироощущении и даже в костюмах - везде ощущается мятежный ренессансный дух, и мужчина в платье выглядит совсем иначе, чем на изображениях Древнего Мира, демонстрируя вместо отстранённо-аскетичной скульптурности форм раблезианскую чувственность.

Кстати, на иллюстрациях - один и тот же человек, и не кто-нибудь, а Александр Великий :) На первой из них - картина Паоло Веронезе "Семейство Дария перед Александром" с выделенным мною фрагментом. Второй портрет, как помогли выяснить добрые люди, принадлежит кисти анонимного художника сиенской школы, известного под именем Мастер Гризельды, он же Сиенский Мастер. Напрашивается интригующий вопрос, почему грозный властелин и полководец, у ног которого лежала половина тогдашней Ойкумены, изображается там, по современным представлениям, столь андрогинно? Как сказано в комментарии Института изящных искусств Барбера, обожествлять Александра начали уже при жизни, и в посмертии своём он быстро стал превращаться из исторического персонажа в героя и пророка, что не могло не найти отражения в его портретах. Тем более, что подобное смягчение и облагораживание мужских образов очень характерно для византийской живописной традиции, унаследованной мастерами Сиены и ставшей предтечей итальянского Возрождения в целом.








Илл.: http://www.learn.columbia.edu/courses/italian/pages/Veronese_1.html
http://antiquity-ru.livejournal.com/102049.html

телесность, история костюма, искусство

Previous post Next post
Up