"Эротическая" одежда: от гендера к стилю

Dec 22, 2012 19:50

Доработанная версия. 16.08.2010

Разделение одежды на мужскую и женскую кажется нам сейчас таким же естественным, как природные различия женщин и мужчин. Костюм как вторичный половой признак с давних времён стал неотъемлемой частью культуры и важным фактором, влияющим на поведение людей. В большинстве мировых культур, в том числе и европейской, существует запрет на ношение одежды противоположного пола, нарушение которого осуждается на всех уровнях, начиная от религиозных заповедей и кончая бытовым. Этот "половой диморфизм" одежды был и поныне остаётся частью комплекса сексистских ограничений, узаконивающих и поддерживающих гендерное неравенство. Неудобство и функциональная ущербность традиционной женской одежды лишает женщин возможности полноценно участвовать во многих сферах жизни, стигматизирует их, культивирует в них беззащитность и беспомощность в угоду сексуальной привлекательности. В классовом патриархальном обществе женщине навязывалась роль объекта эротических притязаний со стороны "сильного пола", красивой игрушки и, при всех романтических реверансах в её сторону, - по существу, сексуального товара.

Двадцатый век с его потрясениями и революциями, разумеется, и здесь не мог остаться в стороне, обернувшись парадом женской эмансипации. За исторически ничтожный срок женщинами были освоены практически все профессиональные и социологические ниши, а заодно и все элементы мужского гардероба. Торжество гендерного равенства на работе и в быту (хотя и далеко не окончательное) породило в костюме широко известный стиль "унисекс", поставивший на первое место удобство и функциональность одежды. Брюки с рубашкой, блузкой или футболкой стали в постиндустриальном мире повседневной одеждой миллиардов людей без оглядки на их пол. Прогрессивность общества стала измеряться количеством женщин, которые могут позволить себе одеваться так, как удобно им, а не кому-то ещё, пренебрегая доступными средствами соблазнения и вызывая возмущённые вопли в лагере консерваторов.

Однако традиционная "женская" одежда никуда не делась. Она лишь отступила из полной забот повседневности в область романтических свиданий, прогулок, дружеских вечеринок, развлечений и праздников. Где назначение одежды - не только обеспечивать комфорт и работоспособность её владельца, но и нести определённую информацию о нём, формировать образ, привлекать внимание, а в крайнем своём выражении - служить сексуальной приманкой для противоположного пола, пробуждать чувственность. К началу нового тысячелетия её специализация в этом направлении только усилилась благодаря развитию технологий и постоянному дизайнерскому поиску. Выставляя напоказ затянутые в мерцающий нейлон ноги на тонких цокающих пьедестальчиках, подчёркивая облегающей или струящейся тканью свою фигуру, женщина как бы посылает потенциальным партнёрам "message" - условный сигнал, что её в данный момент интересует отнюдь не домашнее хозяйство. Ключевые слова здесь - “в данный момент”. При всей непоследовательности прошедшей эмансипации и крайней неравномерности её успехов в мире, женщина получила возможность выбирать одежду, соответствующую её занятиям и настроению. В итоге в современном женском гардеробе не только позволено буквально всё, но и заложена возможность для новых смелых экспериментов.

Как говорится - "с этого места поподробнее". Зададимся теперь вопросом, какой сигнал подаёт свободный от дел мужчина своему женскому окружению? Чрезвычайно простой и однозначный. В патриархальном дискурсе (обожающем к тому же ссылки на биологию) мужчине определена исключительная роль сексуального субъекта, подразумевающая постоянную готовность к спариванию, активный поиск и оценивание потенциальных партнёрш и, наконец, сексуальную агрессию в более или менее цивилизованной форме. Данная роль окружена множеством заботливо выпестованных стереотипов, среди которых ведущим можно считать миф о красоте и сексуальности как чисто женском достоинстве, которое “настоящему мужчине” отнюдь не требуется и, хуже того, бросает прозрачную голубую тень на его мужественность. Времена, впрочем, меняются, и там, где девушки становятся особенно самостоятельны и независимы, вчерашнему самцу уже недостаточно снисходительной демонстрации статуса, уверенности в себе и похотливого блеска в глазах. Ему всё больше и тщательнее приходится работать над своей внешностью, мучительно медленно и трудно постигая факт, что он сам вполне может оказаться сексуальным объектом для какой-нибудь симпатичной барышни с двумя высшими образованиями. Насколько же он свободен при этом в средствах выражения? Увы. Как и во времена кринолинов и корсетов, мужская одежда для свободного времени по-прежнему представляет собой, как максимум, всё те же слегка облагороженные версии рабочих штанов, рубашки и куртки. Растущие протесты несогласных пока слишком разрозненны и слабы, чтобы как-то повлиять на положение вещей. Явление “метросексуальности”, как у нас решили заново окрестить столичное щёгольство и дендизм, также ничего не меняет принципиально. Современная мужская мода отличается дремучим, каким-то испуганным консерватизмом. Эпоха сменяет эпоху, всевозможные революции меняют жизнь до неузнаваемости, а она всё сидит в нелепом футляре из комплексов, загнанная туда такими же пришибленными и ограниченными цензорами.

Кто укажет выход из этой унылой колеи? Кто честно и смело поставит вопрос - доколе? До каких пор минимализм в мужском наряде будет больше походить на нигилизм с аскетизмом? Как долго ещё фантастически богатые возможности и сами принципы, заложенные в современном женском гардеробе, останутся недосягаемыми для незадачливых заложников патриархата? Кто, наконец, даст ясный и чёткий ответ, почему всё это богатство не может с равным успехом служить мужчинам? Платья, юбки, сарафаны, туники; носимые напоказ колготки и чулки - с юбкой или шортами, леггинсы, изящная обувь, в том числе и на каблуке, высокие сапоги-ботфорты, красивое и сексуальное бельё… Всё это остаётся под запретом, несмотря на то, что не является принципиально новым для мужского костюма. Робкие эксперименты по возвращению в мужской обиход одежды, топологически отличной от брюк и обозначаемой английской аббревиатурой MUG (men’s unbifurcated garments), как и “женских” дополнений к ней, пока воспринимаются в духе скандальной экзотики, несказанно эпатируя публику. В рунете уже десять лет не прекращаются весьма "содержательные" дискуссии, может ли мужчина носить колготки, причём крики “ахтунг!” с галёрки при этом не только не смолкают, но становятся едва ли не громче. Ларчик открывается просто. Открытые для обозрения мужские ноги, да ещё, не дай Бог, обтянутые красивой эластичной тканью - слишком опасная мина под патриархальные устои. Как и любая эротическая демонстрация мужского тела. Мужчина - сексуальный объект! Караул! Ахтунг! Вот в чём корень бешеного сопротивления Системы любым попыткам мужской моды выйти из футляра асексуальности.

Ноги между тем - всегда объект повышенного эротического интереса со стороны противоположного пола, и всё, что направлено на сокрытие этой истины - явно от лукавого. В принципе, ничто не мешает мужчине в скроенных по фигуре юбке или платье, под которые могут быть надеты колготки или чулки, и в обуви, учитывающей этот новый силуэт, выглядеть интригующе и привлекательно в глазах прекрасной половины. История и география дают нам достаточно примеров великолепных мужских образов такого рода, никак не оскорбляющих современный эстетический вкус. Напрашивается “еретический” вывод - пропасть между мужским и женским костюмом, как она видится в современном обществе, искусственна, т.е. лишь в малой степени связана с анатомическими и физиологическими различиями полов. Хуже того - она искусственно поддерживается. Все традиционно женские наряды, с поправкой на анатомию и законы дизайна, в действительности могут носиться и мужчинами. Никакой специфически женской одежды, кроме лифчика, нет, а есть, по-видимому, два функциональных стиля - повседневный и “творческий” - для отдыха и общения - почти в равной степени пригодные для обоих полов. Получается, что мы прошли лишь половину пути эмансипации в новейшей истории костюма. На очереди эмансипация мужчин и смелое освоение богатейших возможностей, которые открывает этот второй шаг.

Кто никогда не танцевал в тонком облегающем платье с девушкой, не сидел с ней за одним столиком, чувствуя, как соприкасаются ваши обтянутые скользящим нейлоном ноги, кому женская рука никогда не ложилась на колено, невзначай сдвигая вверх край юбки - тот кое-что пропустил в этой жизни! Хотя не это, конечно, главное. Альтернативный стиль мужской одежды для отдыха и неформальной обстановки или фристайл, как его предлагается называть, - область совершенно не освоенная дизайнерами, ведь "женские" вещи для мужчин не могут не отличаться от своих прототипов. Переработка и адаптация затронут как элементы костюма, так и их сочетаемость, оставляя широкий простор для творчества. Причём это творчество может и должно пойти далее своими путями, отличными от женской моды. Особенно интересные возможности связаны с семиотической, знаковой функцией этого стиля. Новые изобразительные средства дадут возможность выявления, раскрытия и популяризации новых положительных мужских образов, более соответствующих вызовам и духу нашего времени, чем старый патриархальный идеал, неизлечимо поражённый пороками потребительства и жестокости.

Нарисованная картина многим покажется дикой и абсолютно нереальной. Стереотипы сексизма слишком глубоко въелись буквально во все поры общества и быстро изжить их нельзя. Перешагнуть через условности мешает также невежество и ксенофобия (в широком смысле), растущая в его питательной среде. О том, что подобный наряд может просто дарить новые приятные ощущения, нести психологическую разрядку и побеждать стресс, не говоря уже о самовыражении, догадываются сейчас очень немногие. "Женская" одежда на мужчине стойко ассоциируется у обывателя с нарушениями полоролевой идентификации, гомо- и транссексуализмом, и каша в головах у людей вокруг этих понятий не поддаётся никакому описанию. Кто сосчитает, сколько совершенно нормальных мужчин тайком предаются "греху" переодевания и при этом считают себя всевозможными "извращенцами" - фетишистами, трансвеститами, ищут в себе признаки "не той" ориентации?! Как боятся они показаться в таком виде своим подругам, признаться в своём увлечении! Как долго не могут найти себе пару - ведь для большинства наших женщин по-прежнему "мужчина в юбке - не мужчина". Кто скажет им - расслабьтесь, мужики! Ваши желания абсолютно естественны. А женская непримиримость на этот счёт - она вовсе не в природе вещей, как кажется многим. Женственность юбки - традиционна, эстафетна. Она носит сейчас договорной характер. Как только этот негласный "общественный договор" будет изменён, изменится и восприятие одежды на человеке. Потребность в карикатурных переодеваниях отпадёт сама собой - у мужчин появятся свои юбки и платья, в которых они будут выглядеть по-настоящему стильно и выходить на улицу не пугливо озираясь по сторонам, а уверенно расправив плечи и смело глядя в глаза каждому встречному. У человека любого пола будет широкий выбор одежды под настроение и к случаю. Признаки гендера частично станут признаками стиля.

Пока мы крайне медленно движемся в этом направлении. Не исключено, что такое положение вещей кому-то выгодно. Старо как мир, что чем бездарнее режим в отношении заботы о собственном народе, тем сильнее в обществе воняет ксенофобией всех видов. Милое дело - свалить вину за всё на инородцев и "п***ров". Divide et impera! Сделав шаг к свободному освоению фристайла "сильным" полом, мы нанесём сексистам чувствительный удар. Ведь мужчина в юбке - возможно, даже более яркий символ гендерного равноправия, чем когда-то женщина в брюках. Мы избавим мужской гомосексуализм от самого яркого, грубо навязанного ему внешнего признака и деморализуем активных гомофобов, выбив у них из рук этот важный козырь. Мы "закроем" само понятие трансвестизма и создадим надёжный зонтик для всех трансгендерных личностей, скрыв процесс их трансформации от чужого праздного и недоброжелательного любопытства, чтобы принцип "встречают по одёжке..." не ограничивался первой половиной фразы - и сломанными рёбрами. А когда фраза "ему идёт любая юбка" станет комплиментом, у мужчин появится лишний повод следить за своей внешностью и особенно здоровьем. Впервые за всю историю костюм станет эффективным средством социальной инженерии, которому под силу решение серьёзных социально-психологических проблем.

Либерализация моды сделает более явным разнообразие окружающих нас человеческих типов и станет одним из уроков толерантности. Мы заставим людей чаще задумываться об истинных причинах неблагополучия в их большом доме. Это будет шаг к более умному и терпимому, более свободному и интересному, здоровому и красивому миру.

***
Дизайнерам, стилистам, производителям и продавцам одежды, специалистам по рекламе, маркетологам, работникам клубов и сферы шоу-бизнеса, психологам, преподавателям, журналистам, деятелям литературы и искусства, неформалам, политикам, правозащитникам, и просто хорошим людям.

антипатриархат, ксенофобия, эмансипация мужчин, теория моды, одежда для отдыха, эротическая одежда, социальная инженерия, одежда и общество, гендерная символика, антропоэкософия, толерантность, либерализация моды, унисекс, свобода выбора одежды, философия фристайла, антигомофобия, одежда и пол

Previous post Next post
Up