На днях невзначай
открыл Дмитрия Сергеевича Лихачёва, и вот в каком месте:
"В пору, когда между отдельными княжествами распадались экономические и политические связи, в литературе возникло прямо противоположное явление - стремление к объединению, утверждались идеи объединения Руси, развивались конкретные литературные связи, стремление к переписке, к взаимопониманию отдельных произведений в разных частях Русской земли. (...) Литература мыслится в этот ответственнейший период её истории прежде всего как общение людей между собой, как укрепление единомыслия, как проповедь идей единства. Одной из форм этого общения становится переписка, другой - устное, прочитанное слово, обращённое к многочисленным слушателям, третьей - обращение к потомкам, попытка закрепить настояще и прошлое для будущего. Во всех этих случаях это общение коллективное или становящееся коллективным в процессе переписки - многих летописцев, многих авторов, многих переписчиков и редакторов ..., стремившихся вложить в произведение свой личный опыт и при этом пишущих в разных концах Русской земли - "Русского мира", как его называл
Киево-Печерский патерик."
"От того, брате, Печерьскаго монастыря пречистыа Богоматере мнози епископи поставлени быша, якоже от самого Христа, Бога нашего, апостоли въ всю вселенную послани быша, и, яко свѣтила свѣтлаа, освѣтиша всю Рускую землю святымъ крещениемь. Пръвый - Леонтий, епископъ Ростовъскый, великий святитель, егоже Богъ прослави нетлѣниемь, и се бысть пръвый престолникъ, егоже невѣрнии много мучивше и бивше, - и се третий гражанинъ бысть Рускаго мира, съ онема варягома вѣнчася от Христа, егоже ради пострада."
Киево-Печерский патерик! Я не знаю, сводима ли история термина "русский мир" к этому первоисточнику, тут нужно порыться в литературе. Но тем интереснее, если в современное употребление он вошёл независимо. Так или иначе, современным чубатым наследникам Киевской Руси, что с издёвкой и ненавистью произносят эти слова, было бы чрезвычайно полезно узнать, в какой колодец они так смачно плюют.