Впереди планеты всей

May 02, 2020 13:28

Совсем недавно Российская Федерация как-то незаметно вошла в первую десятку стран по числу выявленных случаев COVID-19. Было очевидно, что в ближайшие дни она станет девятой страной, обогнавшей Китай по этому показателю. И вот уже позади осталась такая страшная в далёком феврале китайская цифра, а ещё через день нам покорился и иранский рубеж. Вполне реальной остаётся возможность в ближайшие несколько дней догнать также Турцию.* Лидерство, конечно, крайне неприятное, но в целом это довольно обычная ситуация для крупной страны, сделавшей большое число коронавирусных проб. Корреляция между числом выявленных случаев и общим числом выполненных тестов довольно тесная, см. график ниже. Очевидно, что львиная доля различий между странами по количеству инфицированных объясняется именно "плотностью тестирования". Отклонения от регрессии могут быть связаны с самыми разными причинами - от специфики используемых протоколов (где-то проверяют только больных с симптомами ОРВИ, а где-то отрабатывают все их контакты плюс берут пробы у всех возвращенцев из неблагополучных регионов и стран) до различий в абсолютном числе и концентрации вирусоносителей. Нас интересует величина этих отклонений и их факторная структура. Ниже линии регрессии расположена приблизительно параллельная ей прямая, соответствующая одному выявленному случаю на одну пробу. То есть, тотальной заражённости. Чем левее и выше от этой прямой отстоит конкретная точка, тем меньше случаев выявляется на один тест - будь то в силу специфичности тестирования или же малой концентрации инфицированных.




Фактическую динамику числа заражённых на душу населения (обычно для удобства берут на сто тысяч или на миллион) могло бы нам дать регулярное скрининговое исследование, основанное на рандомизированных выборках. Судя по всему, такого, по крайней мере на широкую ногу, не делают, иначе бы результаты публиковались и широко обсуждались. Поэтому единственным информативным показателем на данный момент является текущая смертность (летальность мы будем полагать приблизительно одинаковой в разных странах). Очевидно, что эта величина должна тесно коррелировать с числом заражённых (как абсолютным, так и по данным тестирования), что и показывает следующий график.



В этом отношении РФ остаётся (после Китая, для которого и 4 тысячи смертей - малозаметная потеря) самой благополучной из "десятки". Но при этом мы невольно забываем оглядываться назад - на страны, уступившие нам лидерство. К известному всем примеру Южной Кореи можно добавить Японию, которая по численности населения не особо уступает нашей стране, но при этом суточный прирост инфицированных за всё время там не превысил 750 (сейчас менее 200), а умерших в сутки было максимум 32 человека (сейчас меньше 20). Эти показатели давно перекрыты одной только Москвой, в которой народу хоть и много, но всё же поменьше, чем в Японии. Или возьмём Австралию, в которой остаётся менее 14% незакрытых (текущих) случаев (85% полностью восстановилось и чуть более 1% умерло)? А ведь на старте Австралия опередила РФ всего на неделю - первая сотня заражённых была там достигнута 10 марта, а у нас - 17 марта. Но у нас на кривой текущих случаев даже намёка на выход к пику не видно, а у австралийцев спад пошёл уже с 4 апреля! При том что со своими 8 смертями на миллион мы уже и Японию (3), и Австралию (4) оставили позади. А как вам почти стомиллионный Вьетнам с 270 случаями заражения? Да, тестов маловато сделано - но и летальных случаев - 0.

Есть и множество небольших стран, где ситуация куда благополучнее, чем в РФ - как по удельной смертности, так и по динамике показателей, и о них вообще почти не вспоминают. В Словакии, где рубеж в 100 инфицированных был достигнут 18 марта, уже 23 апреля началось снижение числа текущих случаев, а смертность пока составила 4 человека на миллион. Такая же смертность в Новой Зеландии, где заражение пошло на убыль ещё быстрее (соответственно, 22 марта и 8 апреля). На Кубе те же показатели - 28 марта, 25 апреля, 5 смертей на миллион. В Азербайджане - 26 марта, 13 апреля, 2 смерти на миллион. Ну и по Корее приведу заодно цифры: 20 февраля, 11 марта, 5 смертей на миллион. Число примеров можно значительно увеличить. И даже в странах, где с удельной смертностью похуже, чем у нас, примерно через месяц после достижения порога в 100 заражённых удавалось добиться снижения числа текущих случаев, т.е. число выбывших (выздоровевшие + умершие) становилось больше числа новых носителей вируса. Таковы Чехия, Швейцария, Дания, Австрия, Германия, Иран, Турция, на подходе Румыния и Польша. Даже в Италии и Испании это число теперь снижается, хотя на преодоление пика ушло почти два месяца.

В целом, конечно, пока делать выводы трудно, но некоторое впечатление сложиться успело. Наихудшие результаты имеем в тех странах, где жёсткие изоляционные меры были приняты с опозданием либо не приняты вовсе. И наоборот, соответственно. Сопоставляя результат РФ с мировыми прецедентами борьбы с COVID-19, можно заключить, что власть в данном случае отработала на слабую троечку. Причём будь у нас такое же старое население, как в Западной Европе, и со смертностью дела обстояли бы хуже. Поскольку рядовой русский мужик, доживший до возраста среднего итальянского пенсионера, может считать, что ему крупно повезло. Катастрофический провал США и некоторых европейских стран как-то мало утешает.

* Пока писал, уже догнали((

Илл.: https://ourworldindata.org/coronavirus

covid-19, Европа, расследования, здоровье, статистика, Китай, важно, чрезвычайные ситуации, безопасность, РФ, демография, Япония

Previous post Next post
Up