Чайки в кукурузе

Aug 16, 2019 17:08

Владелец кукурузного поля в Раменском округе Московской области подсчитывает ущерб, причинённый аварийной посадкой аэробуса А-321 в четверг 15 августа и надеется на его возмещение. Компанию "Русмолоко", которой принадлежит поле, в этой истории все однозначно считают пострадавшей стороной и даже выражают признательность за посеянную вблизи аэропорта кукурузу, чудесным образом смягчившую приземление самолёта, как это сделал спортивный комментатор Дмитрий Губерниев:

"КВС Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин! Вы просто герои и короли! Спасибо, парни! И чуваку, который кукурузу посеял, тоже спасибо! Всем жизнь!"

Да, к экипажу аэробуса вопросов нет, он заслужил только слова восхищения и благодарности. Вопросы в этой истории возникают совсем другого рода. Как вам, например, такое известие (публикация от 19.09.2018): "На кукурузных полях в Омской области поселились чайки"? Если разобраться, ничего удивительного в этом нет. С одной стороны, многие виды чаек отличаются высокой пищевой пластичностью и легко осваивают новые кормовые объекты. С другой - кукуруза формирует сложный агробиоценоз, в котором находят себе приют и пищу разнообразные виды позвоночных и беспозвоночных животных.




Не являются новостью и сообщения орнитологов о резком росте поголовья чаек в столичном регионе и вблизи других крупных городов. Причём если ранее в Москве встречались практически только два вида чаек - озёрная (Chroicocephalus ridibundus, масса 200-350 г) и реже сизая (Larus canus, масса 300-550 г), то в последние годы стала вполне обычной и серебристая чайка Larus argentatus. А это уже крупный вид, достигающий почти полутора метров в размахе крыльев и 1500 г массы. Столкновение с таким объектом чревато весьма серьёзными последствиями для самолёта. Если в 1998 г. в г. Ногинске Московской области на гнездовом участке площадью 6 га на 150-170 пар сизых чаек было отмечено всего 4 пары серебристых (В.А.Зубакин, Рус. орнитол. журн., 2014, № 1042: 2720-2724), то в 2012-2015 гг. это соотношение на том же участке составило от 4:1 до 3:1.

По понятным причинам, чаще всего наиболее "чайкоопасными" местами называют помойки и мусорные свалки, давно уже облюбованные этими птицами. Чайки на помойке стали одной из грустных примет нашей такой неромантичной современности. Разумеется, только ленивый не поминал мусорный бизнес Игоря Чайки, младшего сына Генпрокурора РФ. О свалках, расположенных неподалёку от аэропорта "Жуковский", разговор предсказуемо зашёл и в связи со вчерашним инцидентом. "КП" оперативно отреагировала на эту информацию и снарядила в окрестности аэропорта корреспондента, который заснял местное озеро Глушица почти без орнитофауны (период гнездования далеко позади) и закрытую пару лет назад незаконную свалку с субфоссильным хламом (бутылки, пакеты и т.п.) и без признаков чего-либо вкусненького. Что касается ближайшего официального полигона для отходов "Сафоново", расположенного в 14 километрах, то он закрыт ещё в 2012 году, и кормовой базы для птиц там нет. Это подтверждают и другие публикации.



Зато имеется вполне годная кормовая база в виде кукурузного поля, где хватает и насекомых, и мелких грызунов. Нет под рукой данных о серебристой чайке, но о её ближайшей родственнице чайке-хохотунье Larus cachinnans, которую до недавнего времени рассматривали как один из подвидов Larus argentatus, пишут следующее (Н.С.Атамась, С.А.Лопарев, Рус. орнитол. журн. 2015. Том 24. № 1176: 2846-2858):

"На всех этих участках, как и на водохранилищах, чайки для сбора корма предпочитают долину и пойму реки, пруды, болота и открытые пространства агроландшафтов, прилегающие к системам прудов. (...) Часто чаек наблюдают над полями и на полях, где стайки и стаи могут достигать 50 особей, хотя чаще не превышают 10-20, и обычны группы из 3-6 птиц. Чаще всего чайки посещают поля в период пахоты (апрель-август-сентябрь), уборки трав на зелёную массу (май-июль) и уборки хлебов (июль-август), хотя на убранных хлебных полях, по сравнению с кормовыми травами, особенно во время пахоты, чайки бывают реже."

О том, что хохотунья активно осваивает сельхозугодья, исследователи писали и раньше, ещё в позапрошлом веке. Это отмечает крымский орнитолог Ф.А.Киселёв в работе "Сельскохозяйственное значение чайки-хохотуньи Larus argentatus cachinnans", изданной в 1951 году, где он обращает внимание на выдающуюся роль этой птицы в уничтожении вредителей сельского хозяйства. Как раз в период от начала выведения птенцов до отлёта из районов гнездования хохотуньи питаются в полях, потребляя сусликов, мышевидных грызунов, ящериц, а также насекомых - кукурузного навозника, кукурузную чернотелку, саранчу, медведок и многих других. Как видим, с использованием агроландшафтов для прокорма у чаек всё в порядке. И вряд ли случайно, что за все годы существования "Жуковского" ни близость Москвы-реки и нескольких пойменных озёр к аэропорту, ни наличие тогда ещё действующих свалок не оборачивались катастрофическими столкновениями с птицами. Случилось это вскоре после появления того самого кукурузного поля, которое, словно в насмешку, все считают счастливым обстоятельством:

"Еще пару лет назад вместо кукурузы на поле рос бурьян. Новые владельцы земли совсем недавно засеяли поле."

Пятое место в РФ по производству сырого молока, между прочим, и первое в области. Кукуруза предназначалась на корм скотине. Быть может, прежде чем говорить о размере ущерба, нанесённого "Росмолоку", Следственный комитет, прокуратура и другие причастные к таким делам органы разобрались бы сначала, на каком основании прямо за ВПП аэропорта был создан источник повышенной орнитологической опасности? Который вполне мог стать единственной причиной данного ЧП с благополучным (слава пилотам и Богу) концом.

Интересно, что по этому поводу СМИ словно воды в рот набрали. Все с воодушевлением обсуждают проблемы свалок и перевалочных пунктов для отходов и замалчивают очевидное. В потоке ссылок мне попалась всего одна, где вещи были названы своими именами. Комментарий Александра Галакова, начальника Службы авиационной безопасности аэропорта «Енисейск» (Красноярский край):

- Есть документ, который регламентирует такие вещи - руководство по эксплуатации гражданских аэродромов. И согласно ему, аэродром должен быть расположен так, чтобы вблизи, в зоне авиационного подлета, не было скопления птиц (учитывается масса факторов: сезонность, миграция и так далее). И это закон. А как говорят летчики, эти законы пишутся кровью. (...)

Здесь мы видим, что самолет приземлился на кукурузное поле. Думаю, несогласованные действия эксплуатанта аэродрома и собственников рядом расположенных земель к этому привели. В радиусе 15 - 20 километров от аэропорта никаких сельхозугодий быть не должно! Потому что где поле, там обязательно будут птицы. Взлетевший самолет в данном случае просто вспугнул птиц, поднял их в воздух. И вот - итог.

Собственно, ничего уже к сему и не прибавишь.

Илл.: https://www.novayagazeta.ru/news/2019/08/15/154337-desyat-chelovek-postradali-pri-zhestkoy-posadke-samoleta-v-podmoskovie
https://meduza.io/feature/2019/08/15/piloty-uralskih-avialiniy-posadili-airbus-na-kukuruznoe-pole-srazu-posle-vzleta-eto-kruche-chuda-na-gudzone

СМИ, расследования, биология, безопасность, происшествия, РФ, экология человека

Previous post Next post
Up