Будучи человеком, изрядно далёким от спорта, в данном случае не могу спокойно пройти мимо.
Как известно, Международный олимпийский комитет (МОК) на саммите в Лозанне 21 июня
выразил поддержку решению совета Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), который на заседании 17 июня в Вене
оставил в силе дисквалификацию Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) и тем самым подтвердил отстранение российских легкоатлетов от международных соревнований. Решение о дисквалификации было принято в ноябре 2015 года после доклада Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), вскрывшего факты широкого применения допинга в российской лёгкой атлетике и причастности к этому спортивных чиновников.
Честно говоря, истерия, поднятая вокруг этой темы, мне непонятна. С одной стороны, нельзя сомневаться, что материалы ВАДА - достаточно серьёзный повод для принятия более решительных мер по борьбе с допингом в РФ. С другой - очевидно, что допинг - болезнь, не знающая границ, и попытки фактически обелять одних за счёт очернения других, мягко говоря, не украшают исполнителей этой предолимпийской политической заказухи. Но это, разумеется, не главное. Самое замечательное во всей истории - это та откровенная азиатчина, которую цивилизованные европейцы развели вокруг "русского допинга", организовав прецедент коллективной ответственности целой национальной сборной за злоупотребления отдельных лиц. Уж очень напоминает татаро-монгольское войско, где за одного бежавшего с поля боя казнили целый десяток его товарищей.
Необычайно забавно
читать тезисы, положенные IAAF в основу принятого 17 июня решения. Это просто песня:
"- не изменилась глубоко распространенная культура толерантного (или хуже) отношения к допингу;
- не создана сильная и эффективная антидопинговая инфраструктура для выявления допинговых случаев;
- согласно множеству свидетельств, некоторые из которых подтверждены, российские власти не поддерживают антидопинговую борьбу и являются организаторами систематического использования допинга и сокрытия положительных допинг-проб;"
Печально, что мировое спортивное руководство превращается в компанию "общественников", которых отличает сочетание политизированности с откровенным дилетантством. Они даже не понимают, что на данный момент и понятийный аппарат, и адекватная терминология, достаточные для отстаивания такого рода решений с позиций международного права, элементарно отсутствуют. И любой непредвзятый юрист просто высмеет приведённые выше "критерии".
Как
заявил глава IAAF Себастьян Коу,
"Мы не принимали решения о судьбе «чистых» спортсменов. Мы только оценивали систему и культурную среду, в которой соревнуются все российские спортсмены. Эту систему мы считаем испорченной. Она заставляет сомневаться в каждом спортсмене, который является ее частью".
Что ж, да, система, надо полагать, не лучшая (хотя и вопрос, худшая ли). И служит объектом для обоснованной критики. Но проблема в том, что улучшение этой системы - внутреннее дело каждой из стран-участниц олимпийского движения. Их задача - выпускать на соревнования спортсменов, которые в минимальной степени склонны к приёму запрещённых препаратов. Задача организаторов соревнований и постоянно действующих структур, таких как ВАДА, - пресекать индивидуальные нарушения этих запретов.
Если же спортсмен, ни разу не уличённый в применении допинга, лишается возможности участия в Олимпиаде из-за того, что живёт и тренируется в "испорченной культурной среде", он имеет право обратиться в международный арбитражный суд от своего собственного, а не "системного" имени и попросить растолковать ему и всем заинтересованным сторонам, каким именно образом его индивидуальные показатели дискредитируются означенной культурной средой. А также дать таким утверждениям правовую оценку.
Что, по-видимому, и собираются проделать спортсмены, не причастные к допинговым скандалам. К чести МОК, несмотря на формальную поддержку решения IAAF, он
признал, что российские легкоатлеты, допущенные к Играм, смогут выступать под флагом своей страны, а не МОК.
К сожалению, для подачи исковых заявлений осталось мало времени. Тем не менее, массовое обращение "чистых" спортсменов в арбитражный суд имело бы смысл независимо от сроков Олимпиады в Рио. А судебные издержки вкупе с компенсациями пострадавшим логично в этом случае переложить на заигравшихся в политику умников из IAAF. Для вразумления оных и создания правильного прецедента на будущее.
Фото:
http://www.kommersant.ru/doc/2846376