Гибель свыше семи сотен паломников во время
столпотворения в пригороде уже поистине многострадальной Мекки лишний раз подтверждает, что скопление десятков тысяч людей, одержимых сверхценными идеями, крайне опасно. Будь то хадж, футбольные матчи или же массовые политические акции, от которых рукой подать до "площадных революций" или, в современной терминологии, майданов.
В постиндустриальную эпоху, для которой характерен рост образованности и творческой индивидуальности людей, сфера иррационального закономерно становится персональным, интимным делом свободной личности. Так называемая "соборность", на которой продолжают настаивать сторонники консолидации общества на религиозных началах, превращается в очевидный анахронизм, неспособный стать основой для самоорганизации этого общества перед лицом новых вызовов современности. Философ В.А.Емелин так
характеризует данный конфликт (на примере Европы):
"С философской точки зрения, массовое производство и потребление, массовое тиражирование культурных стандартов и норм восприятия действительности, является выражением примата целого над частным, общего над отдельным, единого над множественным. Подобные установки свойственны индустриальной стадии капитализма, которая наиболее полно выражает идеологию модерна как "великого проекта" европейской культуры. Многие считают апофеозом модерна лагеря Дахау и Освенцим(7), в которых радикальным образом устранялись национальные различия (путем устранения самих наций), но есть и другая, не менее показательная сторона модернистского проекта - устранение различий между людьми под воздействием массовых технологий. Трудно вести речь об индивидуальности в индустриальном модернистском обществе, когда миллионы людей просыпаются в одно и тоже время, затем покидают свои квартиры, устремляясь в переполненном транспорте из пригородов к месту работы, где их ждет рутинный механический труд. Отработав положенные часы, они одновременно возвращаются в свои типовые квартиры, где проводят досуг, читая одинаковые газеты и смотря одни и те же телепрограммы, предлагаемые индустрией бездумного времяпровождения. ... У человека не только не остается времени побыть наедине с собой, ... но и вообще возможности быть собой. Таков итог подмены индивидуальных ценностей общими идеями, которые при использовании индустриальных технологий превращают общество в тотальность, подавляющую конкретную личность."
К сожалению, идеи традиционных религий, несмотря на характерную для них проповедь умеренности и скромности, не смогли ровным счётом ничего противопоставить культу потребительства, из которого развился системный эколого-ресурсный кризис человеческой цивилизации. Иначе и быть не могло, поскольку стяжательство, отрицаемое на словах, оказалось неявно заложено в аксиоматике авраамических религий, создававшихся в рамках парадигмы бесконечного мира, т.е. не знающего ресурсных ограничений.
События в Мекке символичны. Они наглядно показывают, насколько уязвимы люди, воспитанные массовой культурой. К сожалению, горизонт прогнозирования и, тем более, программирования, у массовых культур отсутствует напрочь. Скорблю о погибших.
Илл.:
http://www.kabarpapua.net/2014/10/wukuf-di-arafah-sebuah-kajian.html