Перепост от Сергея Уварова:

Feb 09, 2014 13:49

Vestmanniaensemblen "En dag på gården - Kammarmusik av J:son Lindh" (2002)


21 декабря 2013 года умер Бьорн Юханссон (в просторечии - Джейсон) Линд. Тихий гений с кроткой улыбкой, оставивший миру множество чудесных мелодий.Обширное звуковое наследие мастера еще ждет своего исследователя. Но уже сейчас можно с полным основанием утверждать: шведская сцена лишилась одного из важнейших столпов. В течение без малого сорока лет художественные опыты Бьорна вовлекали в собственную орбиту исполнителей широкого круга - от фолк-, джаз- и прогрессив-рокеров до представителей филармонического лагеря. Консерваторская закваска и постоянная жажда эксперимента позволяли ему смело торить хитроумные сонические маршруты, лежащие на стыке жанров. Эпоха семидесятых явилась для Линда временем поиска. Фьюжн, блюз, экзотические мотивы Арабского Востока и прочие любопытные штучки стимулировали креативную деятельность невозмутимого северянина. Однако по мере взросления Бьорн неуклонно отдалялся от подобного рода штудий. Предметом его стабильного интереса постепенно сделались арт-фолковая разновидность нью-эйджа и сочинения камерного плана. Именно этой, последней категории будет уделено внимание ниже.

"En dag på gården" - собрание пьес для духовых и клавишных, написанных Линдом в интервале с 1985 по 2001 годы. Характерно, что личного участия в процессе создания диска автор не принимал. Воплощать его произведения в жизнь вызвался секстет Vestmanniaensemblen: Бьорн Грёнберг (флейта, пикколо, альт-флейта), Андерс Берглунд (гобой, английский рожок), Гёран Хегглунд (кларнет, бас-кланет), Стеллан Игельстрём (валторна), Бо Грёнберг (фагот), Ян Бюлов (фортепиано). Продюсировал альбом Матс Мёллер - флейтист с 25-летним стажем, разработчик уникальной техники владения инструментом. Солидный игровой опыт вышеперечисленных музыкантов + коллективный пиетет по отношению к композиторскому дарованию Линда сложились в исключительно превосходный результат. Так, лирическая окраска отдельных полотен
("Salongsmusik No. 2", "Över all tid", "Bars of S:t Brides") благодаря комплексному аранжементу обрела дополнительный шарм. Пьеса "Northern Lights" с пластинки 1989 г. "Bridges" (Europa Opus III) в прочтении духового квинтета хоть и утратила джазовый флер, зато преисполнилась неоклассических благородства и глубины. Капельки скандинавской меланхолии наводнили канву миниатюры "Avskedet", а рефлексивный, украшенный тягучими гармониями номер "Vid fonstret 1905" запечатлел в себе отражение реалистической кино-драмы. Ажурная энигматика зарисовки "Der Wienerwalzer" - образец позднего (2001 г.) творчества Бьорна, свидетельство его неиссякаемой фантазии и подлинной духовной зрелости. Да и тембрально насыщенная "Skymning 1913" вкупе с блистательной стилизацией "Chopin i Alabama" - лишний повод убедиться в значительности внутреннего потенциала маэстро. Замыкающая действо 8-частная панорама "En
dag på gården" для никельхарпы (Маркус Свенссон) и духовых причудливым манером сращивает элементы корневого фольклора с приемами академического авангарда. Мощный и во многом неожиданный опус, демонстрирующий скрытые доселе композиционные грани Линда.

Резюмирую: изумительная экскурсия по непознанной вселенной великого шведа, отличный подарок всем поклонникам chamber-модернизма.

Автор:


Sergei Uvaroff


http://yadi.sk/d/0nsWacLBHZC2J

bj, li, 320cbr, fusion

Previous post Next post
Up