Вклад Сергея Марина в русскую историю.

Jan 29, 2015 12:55


  В этот день в 1776 году в семье воронежского вице-губернатора родился Сергей Никифорович Марин. В большинстве справочников и энциклопедий говорят, что он известен как позт-сатирик и автор эпиграмм. Это так. Но я хочу рассказать о Марине как о блестящем офицере, поэте, переводчике, внёсшим свой вклад в русскую государственную символику.
   С 14 лет он служил в лейб-гвардии Преображенском полку, его знала в лицо Екатерина II, принявшая по его просьбе в гвардию его младших братьев Евгения, Аполлона и Николая. В 1797 году произведён в портупей-прапорщики, но через месяц Павел I разжаловал его в солдаты, когда во время вахт-парада Марин сбился с ноги. Вот такие суровые порядки были в Императорской армии, не чета нынешним. Через полгода благосклонность Императора была возвращена и Марина восстановили в звании. Не знаю затаил Марин обиду или нет, но он  оказался среди заговорщиков и в ночь убийства Павла с 11 на 12 марта 1801 года  командовал одним из караулов в Михайловском замке.
   Во время войн с Наполеоном он не раз отличался на полях сражений. В 1805 году под Аустерлицем был тяжело ранен двумя пулями в грудь, в левую руку навылет и картечью в голову, награждён золотой шпагой "За храбрость". Через два года под Фридландом был контужен, отмечен за храбрость орденом св.Владимира 4-й степени и золотой медалью «Земскому войску» 1807 года на Георгиевской ленте. При заключении Тильзитского мира Марина направили в Париж с депешей от Александра I к Наполеону. В июле 1809 году Марин произведён в полковники и прикомандирован к особе принца Георга Ольденбургского, женатого на сестре Александра I. Во время Отечественной войны 1812 г.Марин состоял дежурным генералом при 2-й западной армии П.И. Багратиона. Вскоре после Бородинского сражения в августе 1812 года у него открылись старые раны и С.Н.Марин скончался от ран на даче под Нарвой на руках своей возлюбленной Веры Завадовской, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.


А теперь о Марине - поэте.
   Он действительно писал сатирические стихи и эпиграммы. Отрывок, приведённый ниже, на мой взгляд актуален и сейчас. В том числе касательно комментариев некоторых блоггеров.
Какая бы тому, Капнист, была причина,
Что умным мыслит быть последний дурачина?
Что глупый, всех людей судя своим умом,
За глупость их готов отправить в Желтый Дом?
Педант пред прочими ученостью гордится,
Надут латынею, лишь греками божится;
Аристотеля он с доски знав до доски,
Умы все вешает на собственны вески,
И, книги древние своей считая славой,
Уверен, что без них дурак рассудок здравый!
.........
Хоть древних мудрецов сей мыслию обижу,
Но мудрости прямой на свете я не вижу.
Все люди с придурью,- и, чтоб решить скорей,
Тем рознятся они, что кто кого глупей.
   Марин печатался с 1806 года. Он автор пародий, шуточных од, посланий, эпитафий, басен, обличающих военные придворные нравы. Марину принадлежат также переводы (например трагедия Вольтера «Меропа») и первая в русской литературе бурлескная трагедия «Превращенная Дидона» (на сюжет «Энеиды»). В 1809 году вместе с К. Н. Батюшковым, Г. Р. Державиным, И. А. Крыловым, А. А. Шаховским он участвовал в издании «Драматического вестника» - первого русского театрального журнала. В 1811 году был принят в члены «Беседы любителей русского слова».
   Первой официальной мелодией-маршем, не утратившей, наряду с традиционным «Многая лета!», своей популярности на многие десятилетия, стал «Преображенский марш». Гвардейский Преображенский полк, имевший к 1716 году музыкальную команду из 40 человек, первым обзавелся постоянным маршем. Произошло это в конце царствования Петра, когда европейские инструменты, - гвардейцы использовали трофейные шведские, - были ещё запоминающейся и привлекательной новинкой. Второй новацией «Преображенского марша» стал его темп. Он одинаково хорошо звучал и при медленном (60 - 80 шагов в минуту), и при быстром (120 шагов) маршировании. В качестве примера можно указать, что парадный строевой темп в Российской армии равен 90 шагам (парады на Красной площади), а караула у мавзолея Ленина делал при смене 60 шагов в минуту.
   Именно под этот марш преображенцы сажали на престол Екатерину I, несли на своих плечах к трону Елизавету Петровну, сопровождали будущую Екатерину Великую в походе против Петра III.
   Звучал он и в сражениях, где под ускоряющуюся музыку, повинуясь ударам барабана под левую ногу, полки переходили с шага на бег, завершая его штыковой атакой. В походах марш сопровождался пением, причем слова менялись в зависимости от прихоти офицеров и талантов полковых писарей. Существует целый ряд текстов на мелодию «Преображенского марша», и все они художественными достоинствами особо не отличаются.
   Наиболее известны слова, принадлежащие как раз С.Марину:
«Пойдем, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу,
Вспомним век ее каков!
Славный век Екатерины
Нам напомнит каждый шаг;
Те поля, леса, долины,
Где бежал от русских враг!
.

.
   Текст «Преображенского марша» постоянно изменялся вплоть до превращения в знаменитую песню «Солдатушки, бравы ребятушки», где в разных, иногда мало приличных, комбинациях перечислялись родственники и свойственники исполнителей (деды, жены, сестры, детки, дяди и т.д.).
   Этот марш долго «исполнял обязанности» несуществующего в тогдашней царской России Гимна: его играли вместе с государственными гимнами европейских держав на церемониях почтения павших и при выносе боевых знамен и русского национального флага.

история, армия, литература, Россия

Previous post Next post
Up