Ныекшняя Литва не имеет совершенно никакого отношения к Великому Княжеству Литовскому, но хоть название такое существовало. А вот сверх-националисты из Латвии и Эстонии очень не любят вспоминать,что названиям их "древних" стран нет и ста лет.
75 лет назад этнические немцы уехали из Прибалтики. Но. как оказалось, не навсегда.
Немного истории. Даже сами прибалты зачастую путаются в названиях земель, которые носила современная Прибалтика. Ранее эти территории именовались Эстляндской, Курляндской и Лифляндской губерниями Российской империи, а также Остзейским краем. Название происходило от немецкого названия Балтийского моря, которое немцы называли Восточным морем (Остзее).
Остзейские немцы поселились в этих краях в XIII веке, когда псы-рыцари завоевали и обратили фактически в рабское состояние аборигенные народы края - финно-угорские племена, потомки которых стали впоследствии называться эстонцы, а также близкие славянам племена балтов, предков латышей. После Ливонской войны Орден распался, но завладевшие прибалтийскими землями Швеция и Польша сохранили в незыблемости все права и привилегии немецких баронов.
.
.
Прибалтика, состоящая из Эстляндии, Курляндии и Лифляндии, была присоединена к России в ходе Северной войны (1700-1721), которую Россия выиграла у Швеции.
В результате победы России, по Ништадтскому мирному договору 1721 г., в состав Империи вошли Эстония и северная часть Латвии - Видземе с городом Ригой. Остальная территория Латвии была разделена между соседними государствами: Латгалия принадлежала Польскому государству, в Курземе существовало зависевшее от Польши Курляндское герцогство; Пилтенская область принадлежала Дании, Гробиньская область (ныне - Лиепая) была отдана герцогу Пруссии.
В 1772 году по первому разделу Польши к России отошла Латгалия, в 1795 году по третьему разделу - присоединены Курляндское герцогство и Пилтенская область.
.
.
В период шведского господства Прибалтика делилась на две губернии: Эстляндскую и Лифляндскую, которые управлялись губернаторами, подчиненными генерал-губернаторам.
До Октября 1917 года Прибалтикой, Прибалтийскими или Остзейскими губерниями . назывались территории современной Латвии и Эстонии. Литва и Белоруссия именовались Северо-Западным краем (Западными губерниями). как-то вот так. Без бутылки и не разобраться.
Присоединив к России Лифляндию и Эстляндию, Петр Первый сохранил за местными немецкими баронами и бюргерством все старые привилегии, в том числе и сословную систему дворянского управления и суда. Курляндия, присоединенная к России в 1795 году, также сохранила старую систему управления, неизменную со времен Курляндского герцогства. Остзейские немцы и под российской властью управляли Прибалтикой точно так же, как в XIII веке.
В этом крае существовал особый правовой режим, отличный от системы общероссийской государственности и характеризовавшийся господством немецкого языка, лютеранства, особым сводом законов (остзейским правом), судопроизводством, управлением и т.д. Функции внутреннего управления краем осуществлялись органами немецкого дворянства.
Реально немцы владели гораздо бóльшей собственностью, однако из-за дискриминационных законов вынуждены были переписывать ее на имена зиц- председателей Фунтов из местных. Коренные националы были в основном крестьянами- хуторянами, и (после 1919 года) чиновниками. Но осень 1939 года стала для остзейцев роковой: 6 октября 1939 года, выступая в рейхстаге Адольф Гитлер заявил, что залогом стабильности устройства мира должно стать соответствие государственных и этнографических границ. Немцев, живущих вне Рейха, в том числе и в Прибалтике, «позвали домой». И буквально в тот же день в Ригу и Таллин стали прибывать транспортные пароходы. Выезд остзейских немцев получил название Umsiedlung.
.
.
Уехали практически все. Выезжали немецкие школы со всеми преподавателями и учениками. Заводы и предприятия выезжали в полном составе. Немецкие театры уехали со всеми реквизитами (занавесом, кулисами, мебелью). Выехали немецкие больницы со всем оборудованием, врачами и пациентами. Отправились в Германию в полном составе церковные приходы. Впрочем, выезжали также и связанные родством с немцами русские (например, женатый на немке художник Кайгородов). Работу прекратили немецкие церковные приходы, гимназии, культурные общества, закрылись немецкие газеты, театры, предприятия и магазины.
.
.
Власти так называемых Эстонии и Латвии очень радовались. Этнические немцы Латвии должны были в течение двух месяцев покинуть территорию республик на совершенно грабительских условиях. До отъезда они должны были распродать свое движимое и недвижимое имущество. Немцам было запрещено увозить фамильные драгоценности, произведения искусства, старинные манускрипты. Им было запрещено вывозить любую валюту. При этом государство в это же время ввело запрет на продажу ювелирных изделий, так что конвертировать местные дензнаки в золото и драгоценности у немцев также не получалось. Много имущества немцы были вынуждены просто бросить. За оставленное немцами имущество Латвия осталась должна Германии 91,6 миллиона тогдашних латов. В брошенные немцами квартиры вселялись коренные "националы", мебель и бытовые предметы продавались вполцены. Эстонцы и латыши ликовали. Они вдруг почувствовали себя господами. «Auf niewiedersehen!» («До несвидания!») - Кричал, провожая пароходы с немцами диктатор Латвии Карлис Ульманис, не зная что и ему, и эстонскому коллеге Контантину Пятсу осталось править меньше года - в Москве и Берлине вопрос восстановлении в Прибалтике статус-кво был уже решён.
Тупым дуракам надо было думать о будущем...
И немцы вернулись.
И опять вернулся Остланд - созданное 1 сентября 1941 года административно-территориальное образование в составе нацистской Германии в Восточной Европе, включающая страны Прибалтики и Белоруссию (кроме гродненского региона), частично отдельные территории Украины, России и Восточной Польши. Столица - Рига. Руководитель - рейхскомиссар Генрих Лозе, в 1944 короткое время - Эрих Кох.
.
.
Кстати говоря, разрушение памятников Ленину началось именно тогда.
.
.
А это наши белорусские "друзья" маршируют в 1943...
.
.
Но вот прибалтийские «маленькие, но гордые» нации не должны забывать про остзейцев по двум причинам. Постоянно требуя от России выплатить деньги за «оккупацию», прибалты не понимают, что по европейским законам им самим придется осуществить реституцию, вернув потомкам остзейцев все, что было присвоено в 1939-40 гг. Кроме того, социальная структура современных Латвии и Эстонии поразительно напоминает ситуацию в Прибалтийских губерниях в позапрошлом веке. Разница только в том, что в роли остзейских баронов выступают коренные националы, а в роли латышей и эстонцев - «русскоязычные». Разумеется, из эстонцев и латышей плохо получаются бароны.
Не случайно говорится, что если еврея можно вытащить из гетто, то гетто никогда не вытащить из еврея. Аналогичным образом, хуторяне и батраки всегда останутся хуторянами и батраками, какие бы чиновные кабинеты они не занимали. Только вот остзейские немцы могли уехать на «историческую родину», то куда деваться эстонцам и латышам?
И так, личное. Как выяснилось, мои предки по одной из линий как раз из немцев Остланда. Жаль, что наш нынешний родственник, историк и писатель, не публикует свои работы в Сети.