В этот день (16 июля по ст. стилю) в 1741 году капитан-командор Алексей Чириков первым из европейцев на пакетботе "Св. Павел" достиг западного побережья Северной Америки.
Отсюда и пошла Русская Америка со столицей в Новоархангельске, расположенной на острове Баранова Александровского архипелага (штат Аляска). Сейчас это американский город Ситка (с 1867 года),
В апреле 1732 года вышел Указ о снаряжении Второй Камчатской экспедиции под командованием Витуса Беринга (пакетбот "Св.Пётр"). Вторым пакетботом экспедиции командовал Алексей Чириков. Надо сказать, что супруга его, Прасковья Яковлевна, вместе с детьми разделила с мужем все тяготы 10-летней экспедиции (1733 - 1743).
До Камчатки экспедиция добиралась сушей (почти 7 с половиной лет!), попутно исследуя и описывая Сибирь и Дальний Восток. И вот 4 июня 1741 года два корабля вышли в море "для искания американских берегов и островов".
По записям в судовом журнале, новые земли были обнаружена в районе мыса Аддингтон, на острове Нойес и мыса Бартоломе на юге острова Бейкер. Эти островки лежат недалеко от крупного острова Принца Уэльсского. Эти земли Чириков открыл на полтора суток раньше, чем Беринг.
Во время экспедиции случилось и трагичное происшествие - пропала часть экипажа, посланная на берег. Загадка их исчезновения не раскрыта до сих пор. Существует множество версий, в том числе, что моряки якобы остались в поселениях туземцев "обживать новые земли". Но мне это кажется сомнительным.
Вот что записал сам Чириков: "И надлежало мне об обстоятельствах оной земли проведать, чего ради послан с десятью человеками Аврам Михайлович Дементьев на лангботе. Точию общим моим и его несчастием он к нам со всеми людьми не возвратился... И мы немало об нём плакали, потому что он был человек молодой, хорош собою, а притом в своей науке морской весьма искусен. И ожидая его к себе шестеро сутки, по присутствию всех офицеров, рассуждая, что не возвращается к нам за повреждением лангбота, послал на имеющейся при судне последней малой лодке мастеровых людей для починки. А для свозу их вызвался боцман Сидор Савельев. Но по несчастью и он к нам не возвратился."
Пакетбот Алексея Чирикова шёл вдоль открытой земли ещё 400 вёрст, при этом были открыты и нанесены на карту обширные пространства вдоль побережья Северо-Западной Америки от мыса Спенсера до бухты Литуя. Чириков не давал названий открытым им землям, что позволило иностранцам, посетившим позднее эти места, дать им свои названия и присвоить первенство открытия.
В марте 1746 года Чириков вернулся в столицу, где В под его руководством была составлена "Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морское плавание западных американских берегов и острова Япона". Вот, наверное откуда пошла "Япона мать"!
После экспедиции Беринга и Чирикова началось заселение русскими Алеутских островов и побережья Аляски.
Чириков умер от чахотки и других болезней, подхваченных в экспедициях. Современники о нём забыли, после смерти первопроходца его вдова Прасковья Яковлевна и пятеро детей влачили жалкое существование.
Жюль Верн так написал про Чирикова: ""В то время, как Беринг пользуется всеобщей известностью, капитан Чириков почти забыт, и его имя мало кому известно".
В 1760 году Михаил Ломоносов написал: "В американской экспедиции через Камчатку не упоминается Чириков, который был главным и прошёл дальше, что надобно для чести нашей. И для того послать к сочинителю карту оных мореплаваний".
Надо сказать, что и в наши дни о Беринге знают все, а вот имя Чирикова слышали единицы.