Как пиарщики погубили шаттл

Feb 08, 2022 00:01

   В наше время пиарщики и рекламщики широко востребованы во всех сферах жизни, от политики до бизнеса. Это как раз тот случай, когда дилетанты могут влиять на принятие решений в областях, в которых они абсолютно ничего не понимают.
   И хотя в официальном докладе Комиссии Роджерса (по расследованию причин катастрофы шаттла "Челленджер") про пиарщиков ничего не сказано, из кругов, имеющих отношение к запуску космического корабля, просочилась информация об их решающей роли в катастрофе.
.

.

   Космический корабль стартовал 28 января 1986 года и на 73-й секунде полёта разрушился в воздухе на высоте 14 км на глазах у миллионов зрителей.
.

.
   Произошёл отрыв левого твердотопливного ускорителя от одного из двух креплений. Провернувшись вокруг второго, ускоритель пробил основной топливный бак. Из-за нарушения симметрии тяги и сопротивления воздуха, корабль отклонился от оси и был разрушен аэродинамическими силами. Комиссия пришла к выволу, что первоначально уплотнительное кольцо в твердотопливном ускорителе «Челленджера» не смогло удержать горящий газ, котоый под давлением вырвался из ускорителя, что и повлекло к дальшейшим разрушениям. Все семь членов экипажа погибли. А ведь катастрофы можно было избежать!
.

.
   При предполётной проверке было обнаружено несколько неисправностей. Из-за их устранения старт был задержан на два часа. Телевидение вело прямую трансляцию с мыса Канаверал. Чтобы заполнить паузу, вызванную ремонтом корабля, ведущий рассказывал об истории программы Space Shuttle, предсказывая новому чуду ракетной техники большое будущее. За стартом «Челленджера» наблюдали миллионы зрителей по всему миру - этому полёту предшествовала мощнейшая пиар-компания, так как ещё осенью 1984 года был объявлен конкурс - «Учитель в космосе». 19 июля 1985 года вице-президент США Джордж Буш-старший на торжественной церемонии в Белом доме назвал имена победительниц конкурса: основной претендентки на полёт и её дублёрши. Первой астронавткой-учителем объявили преподавательницу английского языка, истории и биологии  в средней школе 37-летнюю Шарон Кристу МакОлифф.
.

.
   Кроме того, инженеры порекомендовали перенести старт на другую дату, высказав сомнения в надёжности кольцевых уплотнений ускорителя - запуск осуществлялся при температуре 2 градуса ниже нуля по Цельсию, в то время как рекомендованной температурой воздуха для взлётов является 11 и более градусов тепла. При низкой температуре материал кольцевого уплотнения стал недостаточно эластичным, чтобы обеспечить герметичность в стыке сегментов ускорителя. Однако руководители полёта их отвергли, но не из-за необоснованности опасений, а потому что следующее окно запуска выпадало не на учебный день. А задачей пиарщиков НАСА было заставить учеников наблюдать за первым полётом простой учительницы Шэрон Кристы МакОлифф, выигравшей билет на шаттл, что способствовало бы большему интересу к космической программе среди простых людей и привлечению инвестиций. Заявленная опасность была объявлена находящейся в допустимых пределах риска. И старт состоялся.
   Кроме потери семи жизней австронавтов, в связи с этой катастрофой США понесли большие убытки - около 8 млрд долларов, включая и стоимость самого челнока, которая оценивается в 3 млрд. Гибель «Челленджера» - самая крупная на тот момент катастрофа в истории пилотируемых космических полётов, сильный удар по репутации США и программе Space Shuttle.
.

история, США, катастрофа

Previous post Next post
Up