На фото всем знакомый силуэт. Но это не легендарная "Аврора", а её старшая сестра, судьба которой не менее интересна.
.
.
Сто двадцать лет назад, 23 декабря 1901 года, в состав ВМФ Российской империи был зачислен бронепалубный крейсер 1 ранга «Диана». Их было три однотипных «античных богини» - бронепалубные крейсера I ранга «Диана», «Аврора» и «Паллада», заложенные для Российского Императорского флота на стапелях заводов Галерного островка и Нового Адмиралтейства. Справедливости ради надо сказать, что не смотря на передовой уровень замысла крейсеров типа «Диана», они считались ненадёжными и малопригодными к боевому использованию вследствие конструктивных просчётов - уменьшение вооружения из-за боязни перегрузить корабль и неспособности развить даже относительно небольшую проектную скорость. И тем не менее все три корабля оставили свой весьма заметный след в истории.
Все три корабля приняли участие в начавшейся в январе 1904 Русско-японской войне. «Диана» и «Паллада» числились в составе дислоцированной в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадры. «Аврора» же, ввод которой в строй затянулся на два года, была зачислена во 2-ю Тихоокеанскую эскадру и оказалась в числе тех немногих её кораблей, которые уцелели в Цусиме.
.
.
Самой несчастливой оказалась «Паллада». В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года, до официального объявления войны, японские миноносцы провели торпедную атаку на корабли русского флота, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура. Получив попадание, «Паллада» несколько месяцев ремонтировалась, а 28 июля (10 августа) участвовала в сражении в Жёлтом море, после которого большинство кораблей разгромленной русской эскадры вернулись в Порт-Артур. Когда через несколько месяцев японцы с суши взяли крепость в плотное кольцо, «Паллада» получила ряд попаданий и легла на грунт в гавани. Японцы, взяв Порт-Артур, подняли «Палладу», отремонтировали и включили в состав своего флотапод названием «Цугару». С 1911 года используется как учебный корабль. В 1920 переоборудован в минный заградитель, в 1922 исключён из списков флота. 27 мая 1924 потоплен японской авиацией при учебном бомбометании.
.
Броненосец «Полтава» и крейсер «Паллада» затонувшие в Порт-Артуре.
Такая же участь могла бы постигнуть и «Диану». В том, что этого не произошло, заслуга капитана I ранга Светлейшего князя Александра Александровича фон Ливена (как сказали в фильме «72 метра», "настоящий русский морской офицер".). 11 мая 1904 года Ливена поставили командовать «Дианой». Именно с ним в качестве командира крейсер пошёл с остальной эскадрой 28 июля на прорыв. К тому моменту уже было понятно, что Порт-Артур обречён. Чтобы не потерять вместе с крепостью и эскадру, по прямому указанию императора Николая II, корабли вышли в море прорываться во Владивосток. На перехват устремилась японская эскадра адмирала Того.
.
Вице-адмирал Светлейший князь Александр Александрович фон Ливен.
На первых порах сражение шло для русских успешно - корабли держали строй и вели артиллерийскую дуэль с неприятелем. Исход битвы, а может быть и всей войны предопределила роковая случайность: в мостик и боевую рубку флагманского броненосца «Цесаревич» последовательно попали два японских снаряда, убивших командира эскадры контр-адмирала Вильгельма Карловича Витгефта, офицеров его штаба и разрушивших рулевое управление. Флагман скатился в циркуляцию, строй русских кораблей оказался нарушен. «Диана» получила заметные повреждения, один снаряд пробил корпус ниже ватерлинии. На крейсере, погибли 5 человек, ранения получили 20, из них 8 - тяжёлые.
Большинство кораблей в этой ситуации предпочли вернуться в Порт-Артур, но несколько, в том числе и «Диана», решили выполнить первоначальный приказ и продолжить прорыв. Условия для перехода во Владивосток были неблагоприятные, на переход туда не хватало угля. Пробоину заделать пластырем не удалось, так как слишком сильно деформировались листы обшивки в месте попадания снаряда, и не могла действовать часть артиллерии.
Капитан 1 ранга Ливен отказался от прорыва во Владивосток и пошёл во французский Сайгон. В Сайгоне согласно французской декларации о нейтралитете, крейсер мог находиться неограниченное время и даже провести полноценный ремонт, кроме усиления вооружения. Однако и по пути в Сайгон «Диану» дважды атаковали японские миноносцы, но Ливену, хорошо знавшему их тактику, удалось уклониться от торпед. Прибыв в Сайгон поставить крейсер в док сразу не получилось. Французские власти тянули с решением, и 21 августа определились: корабль следовало интернировать. Япония побеждала в войне и сумела оказать давление на Францию.
«Диана» не была рассчитана на влажный климат Сайгона, не смотря на это, экипаж корабля, под командой капитана Ливена, занимался поддержанием крейсера в хорошем состоянии. Он возглавил всю русскую резидентуру на Дальнем Востоке и в Индокитае, проявив себя незаурядным разведчиком. Несомненной его заслугой было успешное разведывательное обеспечение перехода 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр от Мадагаскара до бухты Камранг (Камрань). Также Ливен занимался и фрахтом транспортных судов с углем для нужд подходившей Второй тихоокеанской эскадры вице-адмирала Зиновия Рожественского (в которую входила и "Аврора"). Горя желанием помочь осажденному Порт-Артуру, князь организовал перевозку туда части боезапаса «Дианы», но союзные японцам англичане перехватили этот груз в Гонконге и арестовали его до конца войны.
Ливен после окончания войны повел крейсер на Родину - правда, в пути он заболел, и его временно заменил другой офицер. 8 января 1906 года «Диана» бросила якорь в русской Либаве (теперь это заграничная Лиепая).
.
.
С осени 1914 года крейсер «Диана» в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского флота участвовал в операциях на коммуникации противника, нёс дозорную службу, прикрывал действия легких сил флота.
В 1916 году участвовал в обороне Рижского залива.
3 марта 1917 года на «Диане», как и на других кораблях, начались расправы над офицерами: матросы убили старшего офицера крейсера капитана 2-го ранга Б. Н. Рыбкина и тяжело ранили старшего штурмана лейтенанта П. П. Любимова. Полагаю в 1921 году некоторые матросы-мятежники за это
заслуженно поплатились.
.
.
С 30 сентября по 6 октября 1917 года участвовал в Моонзундской операции.
7 ноября 1917 года вошёл в состав Красного Балтийского флота.
В 1918 году крейсер участвовал в легендарном
Ледовом походе флота из Гельсингфорса в Кронштадт.
С мая 1918 года по 9 ноября 1922 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременной консервации. Орудия крейсера были сняты и отправлены в Астрахань для установки на вспомогательных крейсерах Астрахано-Каспийской военной флотилии.
1 июля 1922 года крейсер был продан совместному советско-германскому акционерному обществу «Деруметалл» как металлолом. Осенью 1922 года был отбуксирован в Германию для разборки. 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ.
.