Разгром Запорожской Сечи в 1709 году

May 25, 2020 00:01

   Суть вопроса: разрушение «гнезда» «вольных казаков» в1709 году ныне трактуется незалежными историками как «беспредел и тирания» со стороны царя Петра I. Между тем, Сечь с её буйной ватагой бандитского толка, на деле не подчинявшаяся практически никому, кроме себя, была уничтожена за военный мятеж и переход на сторону шведов. Мятеж не только против Петра, но и против законно избранного вместо предателя Мазепы украинского гетмана Скоропадского. Тем самым, помимо прочего, Украина была спасена от новой «Руины» - кровопролитной гражданской войны на уничтожение.
   В то время Российская империя и Швеция находились в состоянии войны и то обстоятельство, на чьей стороне выступит Сечь, серьезно влияло на её ход.
.

.
   Войга докатилась до территории современной Украины. Шведский король Карл XII вторгся в её пределы со своей мощной армией. «Незалежную», конечно, он рассматривал разве что в качестве «транзитного пункта», в первую очередь, стремясь нанести разгром армии Петра, с захватом ключевых позиций в самой России. Но и одного визита «непобедимого шведского войска» хватило правившему вот уже больше 20 лет гетману Мазепе, чтобы переметнуться от Москвы к её врагу.
.

   Предательство этот «иуда» совершил осенью 1708 года. Правда, увести за собой не то, что большинство наличного населения Малороссии, но даже и большинство казаков ему не удалось. Вместе с гетманом-предателем поначалу было всего около 3 тысяч казаков, еще около 5 тысяч казаков и наемников были уничтожены войсками под командованием князя Меньшикова при взятии «гетманской столицы» Батурина. Правда, потом подошло еще около 7 тысяч запорожцев под командованием кошевого атамана Костя (Константина) Гордиенко.
.

.
   Гетман Мазепа обратился к запорожским казакам с посланием, в котором утверждал, что “у шведского короля нет никаких злых умыслов ни против Украины, ни против Запорожья. Запорожцы вместе с малороссиянами должны радоваться прибытию шведского государя, потому что оно подает всем возможность свергнуть с себя московское ярмо и стать свободным, счастливым народом”.
   Доводы Мазепы, подкрепленные раздачей шведских денег, показались запорожцам убедительными.
   Запорожцы выразили желание поскорее развернуть полномасштабные боевые действия против русского царя. На это король ответил, что одобряет воинственные побуждения запорожцев и будет по возможности им содействовать. В то же время, между казаками не было полного единодушия. Так, запорожцы, сохранившие верность русскому царю, сообщали, что в Сече “козаки старые не хотят изменять царю, но вся "сирома" склонны к бунту против царя и ненавидят москалей”.
   Сечь в те времена реально волновали совсем другие проблемы. Нынешние «свидомые» историки не устают повторять, что якобы главной задачей и смыслом жизни «сечевиков» была защита соотечественников от татарских и турецких набегов.
   Интересно, что точно такую же цель поставил перед собой и царь Пётр. Для чего приказал построить мощную крепость с российским гарнизоном у местечка Каменный Затон - на берегу Днепра, вблизи Сечи. Там как раз находился очень удобный брод через великую русскую реку, которым постоянно и пользовались для своих набегов «крымчаки» и их «патроны» из Османской Порты.
   Казалось бы, «истинным защитникам Украины» этому факту надо было бы только радоваться. Ведь новопостроенная крепость защищала от внезапных вражеских рейдов не только их якобы «горячо любимую неньку», но и сами укрепления Запорожской Сечи.
   Но - не тут-то было. Брод у Каменного Затона стал «калиткой», запертой в обе стороны. В смысле, не только для нападений на Малороссию, но и обратно...
   Но этот факт стал просто нестерпимым для «отважных лицарей», привыкших жить почти исключительно за счёт грабежа сопредельных территорий - Крыма и той же Турции!
   Собственно, «крымчаки» и имели доселе возможность относительно спокойно грабить мирные украинские села, уводя из них «полон» для продажи в Турцию лишь потому, что запорожцы им это позволяли! Ведь благодаря продаже украинских парней и девчат в турецкое рабство в кошельках крымских мурз и «нукеров» помельче появлялись вожделенные деньги. Которые, в свою очередь, уже могли отнимать пресловутые «лыцари» во время своих частых и обычно удачных походов в Крым. Такой вот «бандитский симбиоз»…
   Но русская крепость на ключевом пути на Украину этому «симбиозу» здорово «перекрыла кислород». Демагогия запорожцев с просьбой пропустить их «повоевать с басурманами» успеха не имела. Москва вела тяжелейшую войну с опасным врагом - шведами, и открывать еще и «второй фронт» из-за желания турецкого султана отомстить подданным московского царя за их набеги не собиралась.
.

.
   Кошевой атаман Петро Сорочинский перешёл на сторону Мазепы и по его поручению отправился лично в Крым просить у хана помощи против “москалей”.
   Три полка русской армии под командой полковника Яковлева, подошедших в мае к Запорожской Сечи к местечку Переволочна, первоначально не горели желанием кровопролития, предлагая закончить дело почётной капитуляцией. Там находился запорожский полковник Зинец с тысячью сечевиков. Ему повиновались тамошние обыватели и набежавшие в Переволочну люди из окрестных селений в числе двух тысяч. В местечке был замок с гарнизоном из 600 запорожцев и достаточно запасов, так что можно было держаться несколько дней. Запорожцы считали себя искуснее “москалей” в военном деле, но ошиблись. Русские солдаты были искуснее защитников Переволочны: они ворвались в местечко, рассеяли защищавших его казаков и начали метать в замок ядра и бомбы; защитники отстреливались, но ничего не могли сделать. После двухчасовой осады замок был взят, запорожцы в числе 1,000 человек побиты, иные засели обороняться в избах и сараях и были там сожжены вместе с их убежищами; прочие все бросились спасаться бегством, но попали в Ворсклу и в Днепр и утонули.
   Затем началась окончательная расправа с предавшей Россию Сечью. Полковник Яковлев получил царский указ и поплыл по Днепру в Старый Кодак. Запорожский полковник, начальствовавший в этом городке, не сопротивлялся и принёс повинную.
   Затем Яковлев с своим отрядом прибыл к Каменному Затону - городку, построенному близ самой Сечи. Запорожцы не отвечали на увещевательные послания, а кроме того, им было известно, что кошевой Сорочинский ездил в Крым и запорожцы с часу на час ожидают вспомогательной татарской силы. Посланная на лодках партия солдат напала на запорожский отъезжий караул; русские перебили и потопили многих запорожцев, привели живьем одного пленника, и тот показал, что все запорожцы, как один человек, не хотят склоняться к царскому величеству. "Замерзело воровство во всех", - выражался Яковлев в своем донесении Меншикову.
   Русские приступ начали на лодках, при этом у Яковлева было убито от 200 до 300 человек, а раненых было еще больше, и в том числе офицеров: те, которые попадались запорожцам в плен, были подвергаемы истязаниям и мучительной смерти. Таким образом, штурм начался неудачно для царских сил, но прибытие присланного от генерал-майора Волконского полковника Игната Кгалагана с его полком и драгунами генерала Волконского решило исход сражения.
.

.
   Русские ворвались в город и начали избиение. 300 человек было взято в плен; в числе их были старшины запорожского коша. Яковлев приказал заковать знатнейших из пленников, а прочих казнить на месте "по достоинству". Все пушки и военные принадлежности были описаны и взяты. Яковлев, исполняя царский указ, сжег все курени и всякое строение в Сече. Меншиков доносил: «Знатнейших воров велел я удержать, а прочих казнить, и над Сечею прежний указ исполнить, также и все их места разорить, дабы оное изменническое гнездо весьма выкоренить».
   Царь Пётр, получивши известие о разорении Сечи, был чрезвычайно доволен, потому что считал Запорожье важнейшим корнем измены на Украине. Он издал манифест ко всем малороссам, излагал в нем вины запорожцев, их коварство, с каким они в последнее время старались обмануть русское правительство, прикидываясь покорными, и в то же время вели вредные для России сношения с неприятелями. Царь оповещал, что запорожцы сами виновны в своей погибели, приказывал ловить убежавших из Сечи и доставлять полковникам и сотникам для отсылки на расправу. Тем из них, которые сами явятся с повинной и принесут раскаяние, обещалась пощада.
.

история, Украина, слава русского оружия, Россия

Previous post Next post
Up