В феврале 2020 года 51-летняя москвичка Римская Ольга Петровна (имя изменено) была помимо собственной воли госпитализирована в психбольницу из квартиры, в которой проживала со своим гражданским мужем и его матерью. Поводом для госпитализации стал наговор соседа вследствие бытового конфликта.
Позже в своем заявлении в Гражданскую комиссию по правам человека Ольга Петровна сообщила, что изначально между ней и матерью мужа возник скандал на бытовой почве. Шум голосов, доносившийся из их квартиры, привлек внимание соседа с нижнего этажа, который вызвал полицию и сообщил полиции сведения, основанные на домыслах, что якобы Римская О.П. состоит на психиатрическом учете, что она неадекватная и захламила подъезд.
Поздно ночью, когда Ольга Петровна собиралась идти спать (мужа дома не было), приехала полиция, что вызвало у Римской сильный испуг (ей угрожали психушкой) и она попыталась убежать из квартиры, выскочив на лестницу подъезда полуодетой.
Приехавший наряд полиции, не разобравшись в том, что произошло, забрал Римскую О.П. прямо из подъезда и доставил ее в ОВД.
В ОВД была вызвана скорая психиатрическая помощь, доставившая Римскую О.П. в психбольницу.
Через 5 дней в психбольнице состоялся суд, который вынес решение о недобровольной психиатрической госпитализации Римской О.П., хотя женщина никогда ранее не состояла на психиатрическом учете, у нее не было никаких признаков тяжелого психического расстройства и других оснований (включая опасность для себя и окружающих), которые по закону требуются для осуществлений недобровольной госпитализации человека в психиатрический стационар.
Единственным обвинением в адрес Римской О.П., содержащемся в деле, является заявление ее соседа, который не приводит никаких свидетельств неадекватного поведения Римской, а лишь жалуется на мусор в подъезде.
Остальные же "свидетели" (сотрудники наряда полиции и какие-то иные жители подъезда) никаких письменных и устных показаний суду не давали, личности их не установлены, представитель больницы также не смог назвать суду источники своих сведений.
Таким образом, каких-либо доказательств неадекватного поведения Римской суду представлено не было, а все заявления о том, что она бегала голая по подъезду и угрожала людям, голословны.
Также суду не было представлено никаких доказательств, что, если оставить Римскую О.П. без оказания психиатрической помощи, то это может нанести вред ей самой или она вследствие своего "заболевания" может нанести ущерб другим людям, не говоря уже о том, что судом было нарушено право Римской О.П. на защиту и справедливое судебное разбирательство: женщина не получала повесток в суд и копию иска больницы, не могла подготовиться к своей защите в суде, не могла вызвать свидетелей; в ходе судебного слушания Римская О.П. заявила ходатайство о предоставлении ей возможности ознакомиться с делом, но данное ходатайство было судом необоснованно отклонено.
В результате несколько недель Римская О.П. недобровольно находилась в психиатрической больнице Москвы, где получала психиатрическое "лечение".
В апреле этого года Второй кассационный суд общей юрисдикции рассмотрит кассационную жалобу на решение московского районного суда, удовлетворившего заявление о недобровольной госпитализации Римской О.П. в психбольницу, а также на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда, которым данное решение оставлено в силе.