В Гражданскую комиссию по правам человека обратился 55-летний мужчина Черкасов А.В. (имя изменено) и сообщил, как его обманным путем с использованием психиатрии развели с женой, после чего расселили супругов по разным интернатам.
Черкасов А.В. и его 39-летняя жена Самохина Т.Г. (имя изменено) оба инвалиды (не по психиатрии) и 4 года проживали вместе в пансионате для инвалидов и престарелых в Ставрополе.
Он ходил только с ходунками, у нее не работают руки - все делает ногами плюс плохо разговаривает.
После того, как в пансионате был сделан ремонт, у Черкасова А.В. возникли проблемы с перемещением по пансионату на ходунках - не было лестниц со специальными подъемами и спусками. Черкасов стал настойчиво жаловаться администрации интерната, чтобы проблема была решена, однако это не помогало. Видимо, в какой-то момент, жалобы Черкасова сильно достали руководство пансионата.
В апреле 2019 года к Черкасову подошла медсестра и сообщила, что ему нужно пройти освидетельствование в психбольнице на склонность к суициду. Он согласился, так как не заподозрил ничего, и поехал в психбольницу.
Никогда ранее Черкасов А.В. не стоял на учете у психиатра, как и не имел жалоб на психическое состояние, включая жалобы со стороны окружающих людей.
После того, как Черкасов уехал в психбольницу, его жене принесли документы на развод и попросили их подписать. Как выяснилось позже, жене сказали, что у Черкасова высокое давление, он в больнице и с ним нет связи. Жене не сказали, что Черкасов находится в психушке.
Черкасова А.В. обследовали в психбольнице, сообщили, что он дееспособен, однако поставили ему психиатрический диагноз и прописали прием препаратов, от которых Черкасов чуть не превратился в овощ - перестал самостоятельно ходить, принимать пищу, у него нарушилась речь. Мужчина находился в психбольнице с апреля по июнь 2019 года.
Когда Черкасов А.В. вернулся в пансионат из психбольницы, ему сообщили, что жена с ним развелась, хотя, как стало известно позже, развод еще не состоялся, а жену Черкасова просто отселили в другой корпус пансионата и не давали супругам видеться.
Теперь на основании наличия психиатрического диагноза, Черкасова А.В. переводят из обычного пансионата для престарелых в психоневрологический интернат (ПНИ), где он живет по сей день.
В августе 2019 года Черкасову приходит извещение из суда о том, что назначено заседание по делу о его разводе с женой, и он только тогда понимает, что развод не состоялся.
При этом суд находится в 70 км от места проживания Черкасова, он не может самостоятельно туда добраться, а персонал ПНИ отказывает ему в помощи. Кроме этого, на протяжении 1,5 месяцев нахождения в ПНИ, Черкасову не давали пользоваться мобильной связью и ноутбуком, в связи с чем он не мог дозвониться в суд, подготовить апелляцию и пр.
У жены также были проблемы с явкой в суд, поэтому 24 сентября 2019 года супругов развели без их присутствия.
Только после развода один из сотрудников пансионата рассказал жене Черкасова, как все было, и она поняла, что их с мужем сознательно вводили в заблуждение.
В конце концов, Черкасову А.В. удалось восстановить телефонную связь и связаться с женой, теперь уже бывшей. Мужчина надеется оспорить решение суда о разводе и воссоединиться с женой.