Сергей Хачатуров о Краснодаре!

Feb 22, 2011 23:53

Артжизнь Краснодара сегодня

Только что в фэйсбуке прошла прелюбопытная полемика по поводу финалистов премии «Инновация». Инициатором стал ваш покорный слуга с материалом о странностях сделанного экспертным советом выбора. Замечательный куратор из Екатеринбурга Арсений Сергеев, возможно, справедливо покритиковал меня за неточные формулировки и сказал, что главная беда в этом году не с финалистами (среди которых страдающие за свой радикализм члены группы «Война»). Главная беда - со списком номинаций, одну из которых, «региональный проект», господин Сергеев вообще бы отменил. «Она позорная и дискредитирует все арт-сообщество, особенно наиболее многочисленную и наиболее безответственную московскую его часть». Являясь представителем многочисленной и безответственной части, я хотел бы защитить идею регионального проекта. Ничего в этом понятии постыдного не вижу. С комплексом неполноценности оно не связано. Региональность не провинциальность, а реалии географии России. К тому же, во многих случаях это понятие включает в себя приятную во многих смыслах уникальность жизни искусства, не вписанного в столичный артконвейер. «Региональным проектом» назвал я свое эссе о впечатлениях от знакомства с художественной жизнью города Краснодара.


Борьба красного с прекрасным
Когда приезжаешь в Краснодар, больше всего впечатляет кажущаяся колоссальной протяженность его главной улицы Красной, на которой размещаются все основные культурные институции города, а также памятники архитектуры и скульптуры. Красная, действительно, улица не короткая - пять с половиной километров. Но иллюзия необычайной ее длины возникает оттого, что большинство домов в Краснодаре не высокие, а в усадебном, так сказать, формате. И перспектива тянется далеко и вольно. Вообще город многими своими районами заставляет вспомнить о проекте конца XIX века «город-сад» Эбенизера Говарда, который считал, что жить в урбанистических душегубках невозможно. Необходимо малоэтажная застройка с парками и приусадебными участками. А промышленность - на периферию. Краснодар заветам Говарда близок. Тем более, что вся промышленность города почти остановилась, а бывший гордостью страны - Завод измерительных приборов - стал экзотической руиной, в которой квартируют многие, в том числе и лучшие современные художники Краснодара. На центральной магистрали города встречаем и весьма своеобразный вариант стрит-арта: мусорные урны с вензелем императрицы Екатерины II. Вообще хитро заплетенная «Е» с вписанной в нее римской цифирью «II» преследует вас в городе повсюду. Мне объяснили, что творец этого уличного стиля - глава администрации (губернатор) Краснодарского края Александр Ткачев. Это он распорядился заЕтить пространство города по максиму. Таким образом втянуть горожан в дискуссию о возвращении Краснодару исторического названия - Екатеринодар - фанатом которого господин Ткачев является. Сам метод идеологической работы с населением вполне может считаться примером сносного contemporary art, стиля, которому губернатор не благоволит.

Память места
В принципе, желание вернуть городу историческое название понять можно. Однако в перспективе траты колоссальной суммы денег замена Краснодара на Екатеринодар воспринимается как блажь. Тем паче, что матушку Екатерину, патронессу основанного в 1793 году в честь дарения черноморским казакам кубанской земли города, вниманием не обделили. Совершенным сюрпризом для меня было увидеть исчезнувший в 30-е годы колоссальный памятник Екатерине Великой скульптора Михаила Микешина. Он был открыт в 1907 году. Сделан по образцу знаменитого микешинского и опекушинского монумента Екатерине II в Санкт-Петербурге. Только у ног государыни не петербуржцы, а казаки Черноморского войска. Простоял памятник недолго. Уже в 1920 году был демонтирован, а в 1931 - сдан на переплавку. Восстановлен по инициативе губернатора Ткачева стараниями скульптора Александра Аполлонова в 2006 году. И сегодня восхищает хорошим качеством и ликующим восторженным настроением. Кстати, микешинская школа пластики в Краснодаре не прерывалась. Один из наследников его традиций - скульптор Владимир Жданов, автор задумчивого Пушкина, что стоит неподалеку от Екатерины, в начале великой Красной улицы. Ученик Жданова, молодой мастер Мигран Арутюнян, подобно знаменитым скульпторам классицизма, проектирует сегодня величественные монументы Суворову и даже богу морей Нептуну с квадригой коней и пенными брызгами.
Вообще в Краснодаре очень любопытная монументальная пропаганда. Памятников много и все разнообразно отражают стиль и настроения времени. Имеется похожая на родину-мать Аврора (скульптор И.П. Шмагун, 1967 год). Античная богиня одета в комсомольскую шинель. За плечами - винтовка. В руке - звезда. На постаменте была надпись: «Власть - Советам, мир - народам». Сногсшибательный вариант советского постмодернизма. Новый постмодернистский ракурс предлагает Валерий Пчелин. За последние годы он осчастливил город несколькими работами, ставшими любимыми неофициальными символами Краснодара. Одна из них - бронзовый рельеф «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина Ильи Репина воспроизведена в мельчайших подробностях, вплоть до узнаваемых картинок на колоде карт, кружечек, фляжечек, причесок волос к волоску. На бочках у стола с ржущими казаками можно присоседиться каждому прохожему. Любо-дорого почувствовать себя внутри живой истории искусств.
Еще большее умиление вызывает композиция Пчелина «Собачкина столица». Владимир Маяковский, бывший в 1926 году в Краснодаре, оставил нам очень вкусное стихотворение о городе. Завершается оно такими строчками: «Это ж не собачья глушь, а собачкина столица». Поэта вдохновило зрелище улиц города, где «гуляет мостовыми всякая собачка». Валерий Пчелин у одного из брандмауэров улицы Красная под золотой надписью последних строк стиха Маяковского поставил двух толстомордых собачек, одетых франтовски, по-нэпмановски. Стоят они довольные, лапка за лапку. У собачки-дамы зонтик, у господина - котелок. Сам Пчелин прокомментировал свое творение исчерпывающе: «Я мог бы поставить их просто собаками. Но я их одел, чтобы подчеркнуть второй план, чтобы было ясно - это не собаки». Прекрасный пример социально ориентированной пластики. Горожане эту скульптуру обожают. На счастье трут бронзовым собачкам носы, отчего те сверкают самоварным золотом (при мне романтического вида бородач даже поцеловал мохнатых героев).
Собачки еще один вариант памяти места города, еще один его озорной портрет. Жаль только, что именно такой вариант идентичности в культуре официально поддерживается властью. Неудобная и непонятная, оппозиционная бюргерскому прекраснодушию территория современного искусства существует в городе скорее вопреки, а не благодаря официальным институциям и администрации.

«Человек года» - ЗИП
Встречу с прекрасным приезжающему в Краснодар обещают три адреса. Первый - улица Красная, 13. В необарочном особняке конца XIX века, доме железнодорожного инженера Батырбека Шарданова, расположен старейший на юге России Краснодарский художественный музей имени его основателя, известного коллекционера второй половины XIX - начала XX века Федора Коваленко. Сегодня в нем можно посмотреть подобие Эрмитажа в миниатюре, коллекцию западного искусства от Ренессанса до реализма и японскую цветную ксилографию. Все собрание отечественного искусства, включая авангард, отдыхает в запасниках. Среди маленького, да удаленького собрания старых европейских мастеров встречаются подлинные шедевры, особенно нидерландской и испанской школы. А первое впечатление - удивительное дежа вю. Вдруг обнаруживаешь будто бы знакомые по другим именитым собраниям полотна Корреджо, Тициана, Рембрандта. Разрешается проблема просто: в музей попадали копии полотен, сделанные в основном во второй половине позапрошлого века. Так грамотно первые устроители экспозиции решали проблему эстетического воспитания и просвещения.
Два других официальных адреса художественной жизни города, Краевой выставочный зал на улице Рашпилевской (дом 32) и галерея поддержки и развития изобразительного искусства Арт-Союз (улица Октябрьская, 51) знакомят с творчеством живописцев и графиков из Союза художников. Темы и образы виданные по экспозициям в московском Доме художника: влажные городские пейзажи, цветы, ню, портреты современников. На этом, собственно, официальные адреса краснодарской артжизни заканчиваются.
В февральском выпуске сделанного по образцу московского «Большого города» краснодарского журнала «Свежий номер» в принципе нет информации о самом интересном артсобытии сегодня - выставке «Прикубанский округ», собравшей отважных художников нового поколения, всеми силами пробивающихся к новому языку и форме коммуникации с миром. Выставка открылась в сданном под мастерскую бывшем цехе некогда грандиозного, а ныне сжавшегося до масштабов скромного «ОАО» завода измерительных приборов, ЗИП. Его адрес Зиповская улица, 5. Если повезет, и вы попадете на охраняемую территорию главных цехов, то увидите шедевры краснодарского реди-мейда: выразительно текущие, словно живопись абстрактного экспрессионизма, фасады в кракелюрах, сотни вытяжных труб, опутывающих здания спрутом, огромную пустую металлическую раму (бывшую доску почета), сверху которой красуется надпись «человек года», а снизу, как постамент, - аббревиатура ЗИП.
Если считать группировку ЗИП единым коллективным автором, то без преувеличения их можно выбрать даже не человеком, а матерым человечищем года. И потому, что проект ЗИП был одним из самых интересных на молодежной биеннале «Стой! Кто идет?» И потому, что не имея никакой поддержки со стороны администрации или меценатов, они делают выставки, своим качеством и драйвом не только не уступающие, но чем-то (искренностью прежде всего) превосходящие московские смотры актуального искусства.
Выставка «Прикубанский округ» собрала почти всех главных «контемпоральных» мастеров Краснодара: участников группировки ЗИП братьев Василия и Степана Субботиных, Эльдара ЗИП Ганеева, Константина Чекмарева, Евгения Римкевича, Эдуарда Костенко, а также трио «Хмелисунели», мастера поп-арта Стаса Серова, рефлексирующего на тему неоклассики Владимира Колесникова, других замечательных художников. Первое наблюдение: особая чуткость к различным стилям художественных стратегий недавнего времени и сегодняшнего дня: от поп-арта, концептуализма (Эльдар ЗИП Ганеев сделал двусторонние картины, изнанка которых - словесная запись стрессов, полученных в общении с медийными темами города), лэнд-арта (группа «Хмелисунели» обращаются к старым литерам типографского набора и заполненными литерами ящиками выкладывают буквы, «впечатанные» в зимние пейзажи), неомодернизма и новой редакции классики (Владимир Колесников верен своей стратегии проявления - исчезновения образа, его фантомного существования, он скрыл официальный бюст Карла Маркса белой простыней и пришпилил по контуру кинжалами). Второе наблюдение: свобода языка сочетается с дисциплиной речи, обусловленной бережным отношением к тому, что называется site specific, искусство, учитывающее образ места, где создается. Многие работы ЗИП так или иначе созданы в контакте с найденными на заводе предметами, документами, хранящими свою историю, но воспринимающимися сегодня свободными от практической цели. Собранные в подобие плетеного ковра деревянные таблички со следами микросхем и фамилиями монтировавших их рабочих это чистые артефакты, кантианская «целесообразность без цели». Подобные артефакты тем не менее помогают рельефно увидеть профиль общественных отношений прошлого и настоящего, осознать себя и свою биографию в социальном контексте. Наконец, еще одно наблюдение: желание реабилитировать качество презентации, возвращения завещанного российскими авангардистами понятия «сделанная вещь». Это нормально, поскольку территория искусства гарант полноценности высказывания.
Безусловно, если бы у выставки был бюджет, можно было бы инсталлировать многое точнее и избежать пространственной сутолоки. Один из путей включения современного искусства города в масштабный всероссийский диалог - создание в Краснодаре резиденции Государственного центра современного искусства. Ведь вот целое поколение хороших художников выросло, не говоря уж о том, что двое из них, дуэт Recycle, в конце прошлого года удостоились лучшей независимой премии страны, имеющей статус международной премии Кандинского.
Сергей Хачатуров, Краснодар - Москва
Previous post Next post
Up