Сергей ХАЧАТУРОВ про группировку ЗИП и биеннале «Стой! Кто идет?»

Jul 25, 2010 19:01

Что хорошего с отечественными дебютантами? Прежде всего порадовала тенденция реабилитации сложного и коварного жанра перфоманс. В галерее ЖИР, что квартирует на «Винзаводе», прошел мини-фестиваль региональных художественных сообществ. Это событие, поданное в качестве альтернативной «Стой! Кто идет?» программы под названием «Пошел! Куда пошел?», стало одним из самых интересных впечатлений молодежного форума. В подвальном этаже галереи ЖИР краснодарская группа ЗИП организовала цех по изготовлению глиняной продукции. ООО «Сувенир» работало несколько дней, производя не только типично кубанские сувениры (типа коников), но и портреты деятелей столичной артсцены. Глиняные фигурки честно и бескомпромиссно выставлялись на продажу по очень сходной цене (в частности, художник Анатолий Осмоловский купил свой глиняный портрет всего за 1000 руб.). Зиповцы шутят: вы в столице жируете, а мы бедные провинциалы, и «по чесноку», без обиняков приехали в Москву, чтобы в галерее продаваться и зарабатывать. В иронической форме предъявлена серьезная социально-экономическая проблема коммуникации столичных и региональных художественных сообществ.

Краснодарская группа ЗИП, на мой взгляд, безусловный лидер среди тех, кто внятно заявил о себе на биеннале. Название группы объясняет самая интересная инсталляция, что выставлена в программе GLOB(E)SCAPE в центре ArtPlay на Яузе (куратор Дарья Пыркина). Инсталляция посвящена артефактам того места, аббревиатуру которого использовали молодые краснодарцы в своем названии: ЗИП -- Завод измерительных приборов. Он давно стал меланхолической руиной, пристанищем-лабораторией новой генерации краснодарских «артистов». В нем под слоем пыли таятся уникальные артефакты, сопрягающие две эпохи: советскую и постсоветскую. Зиповцы выступили археологами и вытащили артефакты на всеобщее обозрение, аранжировав их в соответствии с абсурдистской поэтикой московского концептуализма. Устроена комнатка. Шкафы с какими-то найденными на заводе книгами вроде «Рассказов армянских писателей» 1989 года издания. Фотообои с непременными березками, из которых высовывается кусок картона с нарисованным на нем карандашом портретом премьера Путина (а прищур узнаваемый -- ленинский, ласковый!). На одном столе под вентилятором колышутся ксероксы забытых на заводе документов работников. На другом -- микросхема, превращенная в детскую игру с фигурками, что ходят по полю в соответствии с цифрами на брошенном жребии-кубике. Шедевр -- автомат «Родина», муляж электронных ящиков по выдаче напитков и шоколадок (такой, где надо кидать монеты и нажимать впоследствии на цифру выбранного товара, а сам товар скатывается в нижний поддон). Муляж выполнен из найденного на заводе хлама. Вид его брутален. Никакой автоматики, собственно, в этой «Родине» нет. Для получения шоколадки и чипсов надо бросить монетку. Затем самостоятельно открыть запертую на деревянную щеколду-вертушку (как в дачных сортирах) дверь. И собственноручно толкнуть выбранное лакомство с полки. Оно упадет в деревянный ящик, который надо опять же своими руками выдвинуть и получить искомое. Родная версия прогресса. Никакого обмана. Художники сравнивают эту честность с билетными ящиками в советских автобусах-троллейбусах-трамваях. Там все было на доверии: кидаешь монетку -- отматываешь билетик. Еще один артефакт чудесной комнаты ЗИП -- «Доска». Графические портреты узнаваемых персон (от президента Медведева, Аллы Пугачевой, Ольги Свибловой, Пабло Пикассо до Бориса Березовского) задают жанровые границы в пространстве от «доски почета» до «их разыскивает милиция».

Сергей ХАЧАТУРОВ

полный текст http://www.vremya.ru/2010/128/10/258326.html
Previous post Next post
Up