Хиппи в СССР

May 11, 2023 14:37





В метро вошли два парня и девушка с холщовыми сумками через плечо, в потертых джинсах, расписанным английскими словами, с браслетами и бусами, алюминиевыми крестами на шеях.

- Смотрите, кто это? - вскрикнула пожилая женщина
- Юродивые... А может психи.
- Да нет. Это - хиппи!
- Стрелять таких надо - злобно прошипел мужчина в шляпе и вышел на первой же остановке.

После бума семидесятых в движении «хиппи» наступил спад. Но в последние годы оно вновь становится популярным. И в Москве всё чаще встречаются группы «волосатых». Откуда они чего хотят, во что верят?



...На одном из центральных площадей столицы всегда многолюдно. Её любят и москвичи, и приезжие. Здесь хорошо отдохнуть от столичной суеты, осмотреться, собраться с мыслями. А когда солнце опускается достаточно низко, сюда подтягиваются странные люди. Они сидят, курят, разговаривают, поют песни. Одни появляются, другие исчезают. Группы образуются, и распадаются, и создаются вновь. Люди переходят от одной компании к другой, возвращаются назад и отходят снова. Все как-то странно, зыбко, непонятно.

У стороннего наблюдателя возникает сравнение: то лениво то нервно тасуются в колоде разноцветные карты. И, наверное, он удивился бы, узнав, что это своеобразное сборище так и называется - тусовка. Идут годы, сменяются лица, а тусовка остается. Это и место сбора, и сами люди и особая атмосфера. Сюда приезжают прямо с трассы* чтобы вписаться*, аскнуть прайс*.
_____________________________________________________
Примечания
1. Трасса - переезд из города в город, как правило, автостопом.
2. Вписаться - найти ночлег, жилье.
3. Аскнуть, аск - просить, попрошайничать.
4. Прайс - деньги
5. Заморочка - навязчивая, может быть, необычная идея; предложение.
6. Креза - психбольница.
7 Герла - девушка;"герла покайфная" - приятная, нравится, пришлась по вкусу.
8. Облом - неудача, поражение.
9. Прикид - одежда, внешний вид; в мажорном прикиде - в костюме, в нормальной одежде.
10. Хайратник - повязка, лента шнурок, стягивающий волосы.
11. Стремно - опасно, боязно.
12. Олдовая - не обязательно старая, но опытная, со стажем пребывания в Системе.
13. Система - самое многозначное и, наверное, самое сложное для толкования слово. Каждый понимает ее по-своему, и «населяет» на свой вкус. Невозможно перечислить многообразие людей, которые считают себя «системными». Наверное, это нетрадиционный, отличный от общепринятого взгляд на жизнь, на её ценности. Хиппи - верующие и не верующие - считают себя «системными».
14. Мажор - обыватель, мещанин
15. Сэйшн - вечеринка.
16. Двигаться вводить наркотик в вену.
17. Пыхать - курить наркотик.
18. Глотать колеса - принимать транквилизаторы.
19. Отходник - тяжелое состояние.
_______________________________________________________

Сюда спешат с новостями и «заморочками», выйдя из «крезы». Но большинство приводят просто так, убить время. Чужих здесь не то чтобы не любят - просто не замечают. Спрячем поглубже эмоции, запасемся терпением и доброжелательностью. Кто знает, может быть, здесь мы увидим знакомые лица? Ведь нельзя с уверенностью сказать, где вечерами пропадают наши дети и почему они так стремятся носить волосы подлиннее, откуда у них эти странные непонятные слова. Босая девушка сидит прямо на асфальте и, аккомпанируя себе на гитаре, напевает что-то по-англииски. Вокруг неё обнявшись и покачиваясь в такт музыке, стоят длинноволосые парни.

Неподалеку - другая группа «волосатых». У них иные интересы
- Герла покаифная.
Откуда взялась? - Кажется, только с трассы. Облом старик,- уже вписалась. - Классным прикид. Аскнуть, что ли хайратник '? - Стремно. Уж больно олдовая. И действительно олдовая. Приехав утром в Москву она первым делом  отправилась в Марьину рощу в церковь Нечаянной Радости. Оттуда - на могилу Высоцкого. И на тусовку пришла не затем чтобы вписаться или аскнуть - она прилезла москвичам свою новую песню.

- О чем?

- О Любви и Боге, о Добре и Зле - о том, чем живет вся Система - рассказывает Лена. - Но я хочу показать все это через мое восприятие мира. Хочу поделиться чувствами. И может быть тем, кто еще не определился и просто валяет дурака, направить на путь истинный. Ведь хотя мы и произносим одни и те же слова «Добро»,  «Любовь», «Свобода» - для большинства они просто пароль чтобы вписаться в Систему. Повторяют слова, а душа их - пуста. Откуда она сама - неважно. Её понимают и многие с ней согласны. То же самое могла бы сказать и 14-летняя школьница Юля и её подруга Света и ленинградец Адам...

Их много. Они хотят любить человека и делать добро. А что может быть важнее в этом жестоком мире? В том, что он жесток, сомневаться не приходится - каждый из них испытал это на себе. Лена всю жизнь чувствовала себя «белой вороной», её не понимали ни сверстники, ни родители. А она никак не могла понять их.

- Чучело да и только - пытается шутить она. И тут же серьезно: - Страшный фильм снял Быков. Но мне было еще страшнее. Я была одна.

Оказывается, вокруг никому ни до кого нет депа. Главное - жить как все и не высовываться.Трамвайный синдром... А я не хочу. Я другая. Хуже или лучше - неважно. Просто - дру-га-я! Я попала сюда позапрошлой весной, после жуткого облома. Мне понравились взгляды этих людей, их образ жизни. Я поняла, что всегда была хиппи. Я люблю свободу, люблю шататься по улицам, общаться, путешествовать. Могу подписаться на аск - нет, не стрельнуть «двадцарик», а жить на аск, на милостыню. Видели бы вы реакцию какого-нибудь мажора», когда он выбирает мне монетку!

Такая карусель в его глазах. И хочет дать, и стесняется окружающих. Жалко дать много и стыдно дать мало. Он в растерянности, ему стыдно. И тут у него мелькает спасительная мысль «Какого черта?!» Неужели они так и умрут с этими словами? Почему люди чаще обращаются» к черту, чем к Богу?

Когда-то она тоже не думала о Боге. Просто жила, училась в музыкальном училище, готовилась к экзаменам и мечтала о принце. Она верила о чудеса. Он дарил ей цветы, она пела ему песни. И все было как в сказке. Когда он ушел в армию, случилось то, что и должно было случиться - оказалось, что она беременна. О свадьбе они даже не разговаривали, и она не решилась ему писать.

Мать настаивала на аборте и чуть ли не силой уложила в больницу. Выписавшись, Лена отправила матери письмо и уехала к подруге и Москву. Несколько месяцев болела, не выходила из дома, а когда вышла, на улице была зима... В сумерках она любила бродить по улицам и как-то из любопытства заглянула о церковь с таким красивым названием-Нечаянная Радость. А легенда, давшая название иконе, а потом и этой церкви, её потрясла.

Слушая хор, она стала вникать в слова, задумываться над ними. Как рождается вера: в один момент, когда ты произнесешь «верую, Господи», и душа твоя наполняется радостью? Новый дружок уговорил ее пойти на «сэйшн», где она увидела хиппи. Наверное, у любого «системного» был свой поводырь, который ввел его в этот мир.

Потом каждый сам выбирал себе авторитет, близкий по духу. Происходил отбор, менялись взгляды и учителя. И в конце концов складывался круг общения, где было приятно и интересно. Одни - «двигались», «пыхали», глотали «колеса» и потом мучались в «отходняке».

Другие делились впечатлениями о последних поездках, третьи философствовали... Здесь можно встретить представителен всех религий и верований, людей полярных взглядов, с самыми невероятными «заморочками». И разобраться сложно, они не очень-то посвящают в свой мир посторонних. Тусовка - всего лишь внешнее его проявление. И сравнение с картами не случайно. Она действительно напоминает колоду, в которой все карты лежат рубашкой вверх. Сленг, обмен ничего не значащими новостями, общие фразы - это те же рубашки», опознавательные знаки.

Попав однажды на тусовку, я весь вечер ощущал стену, воздвигнутую из расхожих слов и манифестных формулировок. Говоря о добре и любви, они замыкались в себе. Отрицая ложь, порой лгали. Странно? В общем-то нет. Просто у них нет других способов защиты от агрессивного обывателя, который бросает им в спину «стрелять надо таких», от воинствующих люберов.
Ложь во спасение? Не только. Наверное, и ответ на наше нежелание их замечать. И все же контакт возможен. С теми, кто пишет манифесты, ощутив потребность высказаться, и с теми, кто открыто готов отстаивать свою веру и принципы.

...С Сергеем и познакомился недавно. Ему девятнадцать лет. В Системе с четырнадцати. По роду занятий художник-график, по убеждениям - пацифист, веры православной». С самого начала он был откровенен: делился взглядами, рассказывал о себе. Объяснил просто:

- Веру в Бога нельзя скрывать. Наоборот, если веруешь, её нужно защищать. Косые взгляды и оскорбления - ерунда. Надо только помнить, что Христос сказал в Нагорной проповеди «Блаженны изгнанные за правду», «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Этим все сказано. Истинные христиане обличают зло примером своей жизни потому что не идут на соглашательство с ним. И счастливы не те, кого все хвалят, а те, кто готов пострадать за истину и за господа. Говорю лишь за тех, кто близок мне по вере. Не все, кто носит крест, верят на с самом деле. B последние годы по Системе прошло много всяких манифестов и антиманифестов. Их авторы пытались осознать это явление, объединить «волосатых» вокруг определенных религиозных идей и концепций.

Читаются манифесты легко, и многие из нового поколения, которое только познает Систему, затирают их до дыр. Антиманифесты отрицают манифесты… И в конце концов все возвращается на круги своя к Свободе, Добру, Любви. Большинство хиппи против всяких формулировок и определений, поскольку изначально они противоречат идеалам свободы. Нет, хиппи это не Система и тем более не организация. Может быть, даже и не образ жизни…

- Зачем нужно что-то определять, формулировать? - говорит Сергей. - Неужели не понятно, что мы - просто люди, стремящиеся к свободе, добру. Если хотите, - оппозиция злу. Под этим подпишутся все, независимо от веры.

- С добром более-менее понятно. А что вы понимаете под злом?

- Любое насилие над человеком. Любые запреты, ограничения, Мы стоим не на материальных позициях, а на духовных.  И я, как и многие пришел в Систему и христианство через отрицание нынешней бездуховности. Все люди, наверное, задумывались над смыслом жизни. У нас может быть один манифест - книги Священного писания. В них все сказано, и каждый найдет то, что ему хочется.

Неужели сейчас можно серьезно относиться к тому, что человек произошел от обезьяны? Он цитирует стихи из одного антиманифеста:

Мы оставили лучшие ВУЗы страны.
И уютные теплые спальни.
Мы ушли в голубые бескрайние сны.
Кто сказал, что они не реальны?

А ты всерьез считаешь, что есть рай, ад? - задал я встречный вопрос. Мне очень хотелось услышать, как ответит на него этот умный парень, который пользуется большим авторитетом у «волосатых», его считают философом и знатоком христианства.

- Конечно, и не сомневаюсь, что Христос - сын божий - реальность, a не выдумка. Вы хотите доказательств? Но у меня их нет, как, впрочем, и у нас нет доказательств, что его не было… Но разве дело в этом?

- Почему ты выбрал из многих религий именно христианство?

- Я не сразу пришел к Христу. Может быть, все началось с Пресли, Битлз, рока. Тогда я просто начал думать и заинтересовался религией. Сначала это была «Харе Кришна», потом буддизм, иудаизм. Но все постигалось умом, а не душой. К Христу я пришел через романы Достоевского. Точнее не могу сказать - не помню, а лгать не хочется. Мне кажется, я родился христианином и вера всегда была у меня в душе, только я не мог ее сформулировать.

Таких, как Сергей, среди хиппи мало. И, видимо, их не зря называют «теоретиками». Они много знают, не скрывают своих мыслей, умеют трактовать Библию и не боятся залезать в философские дебри. У большинства же вера примитивна. Одни молятся, чтобы удержаться от корысти и укрепиться в стремлении к добру. А другие хотят, чтобы господь помог им изменить реальную ситуацию, хотят чуда. Чаще всего эти молодые люди обращаются к богу в критических ситуациях.

У одних они возникают на уровне идей, у других - на уровне эмоций, переживаний. Житейских проблем у Сергея в общем-то не было. Родители - интеллигентные, обеспеченные, особенно на него не давили. Не ограничивая и не навязывая своих интересов, они старались привить любовь к искусству, литературе, что вполне совпадало с его желанием… Как правило, их таких подростков и вырастают «теоретики». Они много знают и стараются узнать еще больше, поскольку знания укрепляют веру. Они строят свою «модель мира» и, отрицая действительность, находят возможность самовыражения музыке, живописи, литературе. И, может быть, поэтому противоречия их не столь заметны.

У Виктора (еще один из «волосатых») другая жизнь, в иной системе ценностей. Родители заботились прежде всего о внешней стороне воспитания: сыт, одет, обут, вовремя приходит домой. Что творится в его душе, о чем думает? Таких вопросов не возникало. Свои проблемы он решал сам, но в рамках, установленных родителями. И получалось, что всю жизнь он вынужден был делать не то, что хотел.

- Мы отрицаем общество, - говорит он,- в котором господствует лицемерие, жадность и стремление к материальному обогащению. Он ушел из училища, отказался вступить в комсомол. Но был вынужден устроиться на работу. Возникло новое противоречие. - Надо же есть и одеваться во что-то. На аск долго не проживешь!… Отрицая общество, он сознает, что живет по его законам, пользуется его достижениями. Проповедует «возлюби ближнего» и «не лги».

Но не любит родителей и лжет. Считает, что должен обращать людей на путь истинный, но скрывает, что он верующий…

- Вы думаете, я не вижу своей лжи? Я и сам был бы рад, чтобы всё сходилось. Но не получается. Наверное, потому что у меня нет таких знаний, как у олдовых. А чем дальше, тем все труднее. Кругом одни обломы.

Много ли молодежи в Системе, не знаю: статистики нет. Я встречал их в Прибалтике, Ленинграде, Москве. Они разные, но в чем-то схожи. Наверное, многие из них хотели быть «просто хорошими людьми», а стали… Кем они стали?

Мы выходим из Нирваны, рваные до дыр.
Мы не просто наркоманы, мы борцы за мир!
Говорят, живем напрасно, - ну и что с того!
Не должны мы государству ровно ничего!

Это тоже стихи из одного антиманифеста.

Иван Богачев. Скитаясь тихо по России, Наука и религия, 1988 №4


неформалы, а вам слабо, СССР, никогда такого не было и вот опять, расследования, ушло наше лето

Previous post Next post
Up