Давно назрел вопрос приобретения автомобиля, потому что машина уже всячески намекала, что ей если и не на покой пора, то уж точно на кузовной ремонт. Так как в кредиты лезть я больше категорически не хотел, схема нарисовалась такая - взять что-то с небольшим пробегом с рук, покататься год, продать и добавить, взять машину получше. И такими шажками либо дойти до хорошей подержанной, либо новой. Простая схема, рабочая. Но только не сегодня, как оказалось. Целый год я смотрел ютюб каналы самых популярных подборщиков автомобилей. Выбирал самые подходящие под мои нужды автомобили, изучал их слабые и сильные стороны, учился - на что обращать внимание при осмотре подержанного автомобиля и так далее. С осени стал мониторить объявления по области, а с декабря уже фактически искать объявления, подходящие под нужные мне параметры. И....ноль. Как оказалось, 2020 год оказался весьма странным в России и в отношении рынка автомобилей. Как новых, так и подержанных. Рубль снова упал - выросли цены на автомобили в рублях. Локдауны из за ковида по всему миру нарушили производственные цепочки, в результате чего приобрести в России иностранный автомобиль стало проблематично. Задержки поставок из за границы автомобилей и комплектующих для автомобилей иностранного производства, собираемых в России. Некоторые автомобили покупатели ждут по нескольку месяцев, а сроки переносятся вновь и вновь. Так как Европа вновь закрывается, думаю что ситуация вряд ли улучшится и в текущем году. Но это еще не все сюрпризы для потенциальных покупателей. Но фоне дефицита автомобилей банки в паре с наглыми салонами решили подзаработать на горе людей и начали впаривать людям допы на сотни тысяч рублей и настаивать на кредитах, отказывая покупателям в покупке за наличные.
И в результате этого залихорадило и рынок подержанных автомобилей. Здесь цены растут с космической скоростью, так как люди, которые хотели приобрести новое авто, сделать это не могут. Либо по причине отсутствия автомобилей, либо просто потому, что цены на новые автомобили стали просто запредельные с новым курсом рубля. Плюс само количество предложений на рынке подержанных автомобилей сильно упало. Многие не видят смысла продавать машины, видя заоблачные цены на новые. Да и, скорее всего, дают знать предыдущие кризисы, когда продажи новых автомобилей в стране падали. Рынок подержанных автомобилей стареет. Многие производители и вовсе давно ушли с рынка России. Сейчас далеко не 2000-е года, когда по стране было развернуто множество автосборочных предприятий.
Так вот, поиски автомобилей ни к чему не привели. Машины появлялись крайне редко, а при их пробитии по платной базе данных чаще всего обнаруживались скрученные пробеги, крупные аварии и прочие проблемы. Что-то более менее приличное улетало мгновенно. Пришлось искать машины не только в родном городе, но и областном центре, где предложений было побольше. И однажды мы даже съездили туда посмотреть несколько вариантов. О чем тоже можно по идее целый рассказ составить. Если кратко - не машины, а мусор, после знакомства с которыми хотелось помыться в душе. Никогда не мог себе представить - что девушки могут превратить не старый еще вообщем-то автомобиль в такую помойку. И что у людей даже не хватает ума банально помыть машину на автомойке перед продажей, чтобы она выглядела привлекатльней.
Вообщем, в конечном итоге пришлось изменить принципу и взять все таки новый автомобиль, с кредитом, который я все таки надеюсь погасить быстренько в этом году Попался нежадный дилер с наличием автомобиля в автосалоне. Кстати, спустя три четыре недели после покупки я заглянул на их сайт и увидел, что смели и остальные машины. Народ понял, что заказывать и ждать автомобиль можно бесконечно. Люди все в шоке от цен. Бюджетное по свой сути авто теперь стоит как однушка в провинции. Как не вспомнить тут нашего дорого ВВП, что доказывал в камеру, что дешевый рубль - это так здорово для нас. Забыл только уточнить - для кого это - Нас.
Попутно я решил вновь поинтересоваться - что вообще происходит в мире автомобилей. Учитывая, что автожурналы я читаю лет с пяти и закончил где-то году в 2001, после чего, полностью уверен, автомобильная журналистика стала скатываться на дно. Стал скачивать известные мировые автожурналы. Немецкие, английские, французские...даже индийские. И тут снова шок. Мы - на обочине . Да, люди с высоким достатком, которые могут себе позволить БМВ, Мердесес, Ауди - используют автомобили мирового уровня. Но таких людей не так много.С остальными - сложнее. В России либо производятся автомобили для стран третьего мира. Удешевленные модели. Либо упрощенные модели с более простыми двигателями. Но подавляющая часть модельного ряда просто недоступна в России. Просто в силу своей недоступности по цене. Даже индийский рынок более разнообразен, вот это меня особенно поразило. Причина этого, думаю - индийский рынок - огромен. Даже при том, что большинство ее жителей - бедные.У нас же - и численность населения не такая большая, и доходы россиян...попросту - мы бедные. Максимум - на что хватает россиянам - это либо автомобили, специально разработанные для небогатых стран, либо автомобили, чью сборку удалось локализовать в России и тем самым снизить их цену. Плюс проблема качества топлива. То есть страна, добывающая нефть, до сих пор испытывает такие непонятные вроде бы проблемы. Плюс проблема качества масел. Если в Европе ТО подчас делается каждые 30-40 тысяч километров и эти машины ходят, то у нас обычно ставят интервал в 15 тысяч километров, но это верный способ загубить свою машину к 100 тысячам пробега, поэтому люди сокращают интервал еще вдвое и меняют масло раз в 7-8 тысяч километров. Ну и наше непростой климат тоже никуда не денешь. Не зря, по отзывам механиков, машины, что эксплуатируются на юге России, живут дольше.
Отдельный вопрос - современные автомобили вообще. Есть такое мнение у многих - раньше автомобили создавали инженеры, сегодня - в первую очередь маркетологи. И в этом есть много правды. Простой пример. Когда-то все возмущались политикой компании Вольво. Они ставили на свои автомобили агрегаты крупные, которые совмещали в себя несколько. То есть при небольшой поломке ты вынужден был менять по сути и исправные детали, потому что все это шло единым агрегатом. Так вот эту политику переняли теперь все. Буквально на днях смотрю ролик механика одного. Автомобиль Шкода. Там бензобак как бы двойной и стоит внутри моторчик, который при необходимости перекачивает топливо из одной половинки в другую. Моторчик накрылся. И он...не сменный . Будь добр - покупай целиком бак со всеми насосами и трубопроводами. По соответствующей цене. То есть пока ты на гарантии - тебя это не особо волнует. Наверное европейцев и не волнует. Но мы ж когда покупаем машину - не знаем сколько нам придется проездить на ней. Хорошо, если работа позволит откатать года три и заменить автомобиль на новый. Но это в 2000-е многие так делали, сейчас все ужались, и этот средний срок владения автомобилем вырос. Кроме того, есть рынок подержанных автомобилей. Который, видимо, автопроизводителям вообще никак не интересен. Как вы там потом будете за свой счет эти детали менять и сколько это будет стоить - не интересно им. Им важно продавать новые машины. Понятно, что со временем появляются неоригинальные детали и многие мастерские учатся ремонтировать агрегаты, которые по задумке автопроизводителя должны меняться на новые. Но тенденция такая.
Но и это еще не все. Если не так давно для электромобилей существовали отдельные журналы, то сегодня в любом номере ведущих западных журналов добрая половина статей и тестов посвящена новым моделям электромобилей. Это уже не будущее, это настоящее. Некоторые автопроизводители заявляют о прекращении разработки ДВС, целиком сосредоточившись на электромобилях. Великобритания объявила, что через несколько лет в стране вводится запрет на продажи автомобилей с ДВС. Только что в Европе запущена бюджетная модель электромобиля Дачия с ценой в рубли - 1 млн. Как это будет реализовано в России - я пока не очень представляю. У нас это пока игрушка для богатых. По городу вы можете конечно покататься, а вот куда-то далеко, на тот же юг махнуть. Или еще хуже - зимой на дальние расстояния. Самая быстрая зарядка на сегодня , по моему - минут 40. Это не пистолет на бензоколонке, где минут 5 - и бак полный. При включенных зимой обогревах салона заряд батареи улетает мигом. На сколько хватит батареи с нашими температурами? Даст ли переход на электромобили действительно большой вклад в улучшение экологии. Пока есть большие сомнения и вопросы, и все уповают и ждут каких-то революционных открытий в деле батарей, которые смогут устранить текущие ограничения. Плюс сама напичканность современного автомобиля электроникой делает его капризным. Особенно в жару, морозы и слякоть. Все, чего с лихвой хватает в России. Сам с этим столкнулся. Управление в новой машине - через экран, вроде планшета. Глючит. Дилер периодически приглашает на перепрошивку. Но, похоже, никому они особо не помогают. А учитывая, что машина появилась в Европе год назад, а косяки продолжают устранять до сих пор....как тут не насторожиться, что машины все больше превращаются в планшет на колесах.