Ю. А. Широков "Северная тема" (художник В. Истомин)

Jun 19, 2020 09:03

Вот ещё одно отцовской произведение. Статья в "Творчестве" #7, 1983 год, об анадырском художнике Владимире Истомине.

Истомина я видел только когда он в 1973 приехал как директор (и единственный преподаватель) анадырской художественной школы. Но эту школу он очень быстро оставил (не за этим ехал в Анадырь). В общем, об Истомине больше знает Владимир Стешенко, так что я писать об Истомине не буду (все в интернете можно найти).

Владимир Истомине умер в прошлом году, через несколько дней, после того, как ему исполнилось 80 лет. Последние двадцать лет жил в Нижнем Тагиле.

А вот статья отца получилась классической для таких журналов. Человек, который выбирал картинки для иллюстрации, статью поленился читать (это понятно), так что три гравюры о которых больше всего рассуждает отец, в публикацию не попали. Но сейчас это можно исправить. Ещё мне кажется, что отец слил фамилию и имя на экслибрисе и Габор Денес стал Габорденесом.

Отец, конечно сразу ухватился за гравюру с косторезом и пеликенами.

Ю.Широков

"Когда слышишь привычную фразу: “Художник побывал на Севере, проникся его духом“, или что-то подобное, поневоле настораживается. Вспоминая броское название книги магаданского издательства "Возьмите автограф у Арктики". Порой за многие тысячи километров едет человек, чтоб бросить беглый взгляд, нарисовать или написать первое, что попалось под руку, - "получить автограф".

Иной подход к северной теме у графика Владимира Истомина. Он родился в 1939 году на Урале, но живёт в центре Чукотского автономного округа - городе Анадыре. К теме Севера художник подошёл давно, не потерял живого ощущения красоты и необычности края.

Пожалуй, впервые наиболее ёмко его Север зазвучал в линогравюре "Чукотская песня" (1974). Образ старика чукчи с гравированным клыком в руках, ассоциируется с портретом основателя Уэленской косторезной мастерской - Вуквутагина. Некоторые внешние черты старейшего чукотского резчика в "Песне" действительно сохранены, но не в этом главное, - создан собирательный образ костореза, полярного охотника, человека, умудренного жизнью.

В гравюре затронута тема необыкновенной способности и любви северян - особенно чукчей и эскимосов - к художественному творчеству, черта, поражающая исследователей этого края. На память приходит высказывание С.Крашенинникова о чукотской резьбе по кости, “которую они каменными ножами и топорами делают". Вспоминаются и слова этнографа В.Богораза-Тана о том, как чукотские охотники, не державшие в руках карандаша, проводили "тонкие и уверенные штрихи и быстро набрасывали ряд рисунков, неожиданно точных и своеобразно изящных".

Даже в жесте, как бы вручающем зрителю гравированный клык в листе Истомина, подчёркнута бережность, любовь народных мастеров к материалу. Мне приходилось не раз видеть, как старые косторезы оглаживали и подолгу зорко осматривали костяные фигурки, сделанные недавно или найденные археологами.

Но есть в этой ранней гравюре и некоторая перегруженность деталями, вялость формы. Север проще, монументальней.

В верхних углах листа художник изобразил улыбающегося пеликена - сувенирного пузатенького человечка, которого чукотские косторезы делают больше полувека. Он здесь вроде бы и на месте, но не уловил Истомин наивного простодушия образа, что свойственно его многочисленным изображениям у народных мастеров. Истомин часто в своих рисунках обращается к образу забавного человечка, появление которого в творчестве чукчей и эскимосов восходит к началу нашего века. Впервые он появился на Аляске и оттуда перекочевал на Чукотку. Поколения эскимосских и чукотских косторезов, отдавая дань традиции, создавали смешных человечков.

Понравился он и художникам. Увлеченный образом пеликена ленинградский художник А.Яковлев назвал свою серию очерков о Чукотке словом - "какомей!", означающем возглас удивления и восхищения одновременно. Это выражение, популярное у местного населения, знают и употребляют его живущие на Чукотке русские.

"Какомей!" - озоглавил Истомин одну из своих литографий. Эта работа привлекает своей непосредственностью. Сценка как бы выхвачена из жизни. Слова ликования, вырвавшиеся у чукотский девушки при виде восходящего солнца, - отнюдь не литературный, не выдуманный мотив. Этот лист значительно цельнее по композиции, чем "Песня". В литографии автору удалось передать эффект ослепительной солнечной радости, напоенного весной воздуха, бесконечного северного простора.

Среди последних по времени создания литографий Истомина интересен лист "Семья". И здесь художник идёт прямо от впечатления натуры. В жанровой по своему характеру сцене - мужчина молодая женщина с детской коляской, приметы Севера и в образах людей и в их одежде - не снижают изображённое до поверхностной экзотики - художник передал характерное и в облике людей и во всей атмосфере, их окружающей.

Истомин много ездит по Чукотке. В его графических листах есть выразительные портреты оленеводов,морских охотников, чукотской интеллигенции. "О, как прекрасна тундра моя" - эта строчка из стихов чукотской поэтессы Антонины Камытваль стала образным эпиграфом к ее портрету на фоне безгранично широких чукотских просторов, залитых весенним солнцем. Близость людей Чукотки к природе, их связь с окружающим миром сознательно и органично раскрывается художником в ряде гравюр и рисунков.

Много работает Истомин и над созданием экслибрисов. Однако здесь Север нередко представляется художником уж слишком однозначно - привычным. Многочисленные олени, то бегущие, то пасущиеся, то стоящие парами… Не всегда решение экслибриса отвечает требованиям жанра. Порой это только маленький станковый рисунок. Но и в этой специфической области графики у художника есть интересные находки. Например - экслибрис, сделанный для друга из Германской Демократической Республики Габардениса. Здесь все цельно. Шрифт и рисунок образуют единую композицию. На другой миниатюре мы видим знакомого веселого пеликена одетым и с книгой. Как слуховой рожок,прижал он к уху гравированный клык с надписью “экслибрис".

Графические работы Владимира Истомина пополнили собрание государственного музея искусства народов Востока. Есть они и в других музеях, но особое их место - среди графических листов художников Якутии и Чукотки, рядом с косторезнями произведениями эскимосских и чукотских народных умельцев - с работами тех, кто по- своему и со знанием дела рассказал о Севере.

В центре Чукотского автономного округа - Анадыре, городе ещё сравнительно молодом, появилась недавно мастерская художника. Это первая мастерская чукотского профессионального художника - Владимира Истомина, человека, для которого Арктика стала близкой и родной.“
































В. Истомин, пеликен, Ю.А.Широков, Музей Востока, Вуквутагин, Анадырь

Previous post Next post
Up