начало продолжение продолжение 2 продолжение 3 продолжение 4 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ НАЧАЛА XXI ВЕКА
В заключении я не буду обсуждать художественные достоинства изделий из кости, представленных в каталоге, а скажу вообще об издании.
Выглядит вполне красиво и добротно. Похоже на глянцевый журнал. Эффектно, но в меру поверхностно. Оно и понятно авторы (вернее, один автор, другой, Широков - чисто номинальный), склонны выполнить задачу формально, без души, не пытаясь вместить как можно больше информации, истории, подробностей создания и жизни экспонатов. Возможно, я не прав и существуют определённые каноны таких изданий, в рамках которых только и можно действовать. Но мне, как любопытствующему дилетанту не интересны туманные "подложечные" фотографии Севера с оленями, чумами, тайгой, которые дизайнер наложил на некоторые страницы, чтоб создать настроение. Меня интересуют более конкретные вещи, нежели рассказы о народах Севера с небольшими рисунками людей в одеждах (хотя, конечно это здесь вполне уместно и "по делу").
Почти треть каталога занимают "детали оленьей упряжи". Вот и хотелось бы увидеть где именно крепилось всё это. На фотографиях, на рисунках. Возможно, сейчас это сделать трудно и нужна специальная работа для определения. Но, Михаил Мокович провел несколько лет на Таймыре изучая национальную культуру его жителей. Возможно у него есть материалы или ему известны публикации других этнологов рассматривающие этот вопрос. Интересно, насколько "объезжены" вещи, хранящиеся в музее. Всегда ли эти детали делались из бивня мамонта, или мог использоваться другой материал? Из чего делают их сейчас, если оленьи упряжки или езда верхом на олене сохранилась?
Во второй половине 80-х годов авторы ездили в экспедиции по Северу, как раз приобретая вещи, что в каталоге. Где же их дневники? Как интересно было бы их прочесть! Может, конечно, у Бронштейна они есть, а от Широкова я слышал только несколько рассказов, вполне трогательных, но это маленькие эпизоды. Где фотографии? Это я знаю, фотографий почти нет. Обидно, что эти два исследователя считали (да и считают) фотографию непостижимым искусством. А если бы они не поленились овладеть тогда хоть примитивными приёмами фотографии (аппараты были, конечно, но их с собой не брали), то сейчас эти фото были бы весьма ценными.
Где фотографии косторезов Мамонтова (его присказка, что он, "Костя Мамонтов режет из кости мамонтов!"), Пестрева, Маркова, Сигунея? Не заслужили? Можно было бы как-то подробнее рассказать о дарительнице Н.В.Тупиковой (а то просто: "...пожилая москвичка Н.В.Тупикова, в 1940-1950-х годах её муж долго работал на Крайнем Севере").
Почему бы не показать инструменты, с помощью которых делались вещи IХХ века и вещи ХХ века?
Как раз в таком издании, где есть хорошие иллюстрации, и "в жилу" были бы этнографические пояснения. А то получается, функциональные вещи вырываются "из жизни" и становятся произведениями искусства, потеряв всякую историю и связь с прошлым.
Ну и "дежурные" упрёки к дизайнеру: фото мелких экспонатов лучше не увеличивать до больших размеров, всё-таки художники как-то сами определяли параметры вещей, непонятно, зачем их поправлять. Объёмные произведения полезно смотреть с нескольких точек, так что вполне допустимы фото разных сторон. Но единственный второй вид получился только у рукоятки плоского ножа, которую развернули на 90 градусов, чтоб лучше читалась "Якутия". Не лишнее было бы сделать один общий снимок всего чернильного прибора на подставке, как он задумывался для поднесения Сталину (тогда можно было бы решить, насколько вероятно объединение всех вещей в один "прибор").
Три автора рисунков, но не указано какие именно рисунки делала Сурвилло, какие Чубарова, а какие Чубаров. Графический рисунок "Пихтовой тайги" на шестой странице, фрагменты которого использовались в следующих разделах, получается, неизвестного художника. Рискну предположить, что человечки в национальных костюмов, как-бы иллюстрирующие рассказ о народах, уже публиковались (источник не указан, скорее всего в журнале "Мир Севера") и использовались, потому как уже есть, не надо заказывать кому-то.
Честно говоря, я нигде не пишу, кроме своего ЖЖ, так что все мои злословия в адрес книг о северной кости, можно сказать, из зависти. "Бодливой корове бог рог не даёт", как говорит моя мама.