Косторезное искусство России. Выставка (скоро заканчивается)

Jan 28, 2016 20:33

В третий раз пошёл на эту выставку.
Ещё один небольшой обзор чукотских вещей.

Это любимые скульптурки






(прочие подробности есть в альбоме)

В самом конце залов (где уже современная "московская" кость), стоит экран, на котором (когда я был последние два раза) непрерывно показывали мультфильм по клыку и сказке Емрыкаина "Науканские косатки".
Вот этот мультфильм (любопытно, что самого клыка на выставке не экспонируют)

image Click to view



Любопытно было бы взглянуть на пещеру у Наукана (привык, что чуть ли не все сказочные чукотские объекты существуют на самом деле!). Я, может быть, поверхностно осматривал берега у Наукана, но пещеры не видел. Уж не знаю, насколько фильм улучшает сказку и осмотр самого клыка.
Что тут можно сказать? Фильм, как и скамеечки с подушками, видимо остались после выставки
(я её пропустил, так что не могу утверждать стопроцентно).


Мне кажется, что подобные дополнения, конечно популяризируют чукотские гравированные клыки, но к серьёзной музейной работе имеют косвенное отношение. Рискну предполагать, что это максимум на что готовы специалисты этого музея. Да и на что теперь рассчитывать, когда эпоха прошла, последнее поколение уэленских мастеров-гравёров тоже в прошлом. Из специалистов, кто это видел, понимал и знал все тонкости чукотского косторезного искусства, по существу осталась только Ирина Львовна Карахан, (кстати, участница этой выставки, и в этом году ей будет 90 лет!).

Как тут Онно обыграл трещину на клыке и смело пустился в обратную перспективу



А это весьма познавательный клык 1934 года с датами, ценами и подписями



Кусочек в приближении (плохо снимать мыльницей и через стекло)



Видно, в 1934 советская пропаганда победил настолько, что клыки разоблачают прошлое время и остаточное суеверие. Какое-то странное рукастое олицетворение "попы" (я не сразу и прочёл) ломают серп и молот и разбивают красную звезду, реалистичный "шаман" этому потворствует (видно гравёр шамана представлял, а вот "попы" ему неведомы)



В 1901 году допотопные охотники с копьём и луком пытаются отбить у медведя своего товарища



в 1934 году рыбалка и охота идёт успешнее



в 1934 охотники метко стреляют из ружей (изображение не очень резко, но суть ясна)



В этой упряжке забыли достать остоп, видимо, чтоб он не сломался при хранении, его обернули и упаковали, засунув под нарту, там он и пролежал всю выставку (там что-то под нартами лежит, как я заметил)



Считается, что это моржиха с "детёнышем". Мне кажется, это скорее нерпа, чем моржонок.



"Дежнёвская школа" страдает натурализмом, много кровавых кусков туш



Моржа разделали, тащат и бросают куски



Работы Ирины Львовны Карахан















Справа во втором ряду "Женщина, смотрящая вдаль" Лии Александровны Бызовой (работала в Уэленской мастерской в 60-е годы)



в конце - кит, которого я всё пытался повторить, но так и не достиг такой лаконичности и образности

Чукотская и эскимосская резная кость, выставка, Чукотка, Лия Бызова, Ирина Карахан, косатка, Онно, Емрыкаин, Уэлен, гравировка, гравёры, Наукан

Previous post Next post
Up