Запись (подзамочная) от 22 июля осталась без фото-сопровождения (я что-то не нашёл снимков, датированных этим днём, да их и не было). Зато 23 июля будет два открытые записи и два фото-сюжета.
23 июля, Лаврентия
Идут переговоры с Володей Эйнеучейвуном. Он сетует на плохую погоду, которая задерживает исполнение задуманного. Начальник зондирует возможности. Обратился к другим держателям лодок. Эйнеучейвуны забеспокоились. Их условия - 3.5 тыс. моточас. В расчёт входят как часы перемещения в Наукан, так и часы нашей работы там.
Не помню, что мы делали в первой половине дня, возможно, ещё возились с лодками. Как выяснилось по фотографиям, ходили в музей (это Ира с Днепровским ходили вчера, впрочем, кажется, поход их был неудачен). В музее Днепровский беседовал с Добриевой и Валентиной Леоновой, которая написала в 90-х работу о Наукане. Она сама из Наукана, как и Добриева. Теперь Леонова возглавляет в Анадыре окружную организацию с длинным названием, кажется центр повышения квалификации работников культуры. Приехала на «Берингию». Вообще, Начальник задумал взять в Москву, на реставрацию, ценный экспонат лаврентьевского музея - гарпунный комплекс в сборе. Его нашёл один самодеятельный копатель-археолог из Энурмина, ещё в конце 90-х. Уникален этот комплекс тем, что сохранилось древко. Обычно дерево за тысячу лет исчезает без особого следа. Костяные вещи остаются, так что наконечники, головки гарпуна, крылатые предметы встречаются археологам. А вот древко и копьеметалки - редкая находка. Дерево, которое достали из мерзлоты, начинает трескаться, так что требуется реставрация, которой, конечно, в Лаврентия нет. Да и в Москве - единицы таких реставраторов. Но, как потом выясниться, и в этом году Начальнику не удалось увезти гарпунный комплекс (единственный в мире (!), как говорит Начлаьник). В тот день Добриева показывала старые фотографии Наукана (копии фото Форштейна и американских). Разговаривали о поездке в Наукан. Добриева тоже очень хочет с нами (конечно, не получилось, Володя взял жену и внучку, а для Добриевой места не нашлось). Начальник обещал охватить охранной зоной весь Наукан. (Да старые посёлки и так охраняются, но если нужно что-то строить, на это не смотрят, так в Энмелене новую школ «впаяли» поверх древних жилищ.)
Поляки улетели в Уэлен. Днепровский говорил, что им везёт.
Ира взялась варить нам суп из китятины. До этого обсуждался список вещей, которые берём в Наукан. На всякий случай берётся повышенное количество продуктов и вещей, из расчёта внезапного изменения погоды и нашего застревания на Поутене или в Нунямо. Тем вертолётом, которым улетели поляки в Уэлен, из Уэлена прибыл Тобиус - немецкий этнолог, который участвовал в экспедициях Днепровского лет двадцать назад. С тех пор он так прикипел к Чукотке, что проводит здесь свои исследования и дальше. Преподаёт в Аляскинском университете. Днепровский сидел с Тобиусом за столом, на улице.