31 августа.
Встали в 6. Завтракали. Коля пошел сортировать и паковать висящую в гараже у о.Леонида нашу рыбу. Меня не взял - сказал, что сегодня не способен к коллективному труду. Видимо давно мое присутствие превосходит уровень его терпения. Подтащили все вещи к выходу из клуба.
Коля вернулся из гаража. Оказалось всего готово - 88,5 рыб. Восемь мешков. Каждому по 11, начальнику - двойная порция (для подношений другим начальникам). Кому-то повезет с лишней половинкой рыбы. Вот она справедливость! Когда я ловил эту рыбу, то натыкался на пассивно-агрессивное сопротивление, а теперь от «подарочной» рыбы никто не оказывается (чего стоила реплика Саши: «Готов ловить рыбу, если меня освободят от работ на раскопе»).
Свою рыбу я запихнул в рюкзак. А у других рюкзаки более весомы и рыба сделает их больше 30 кг (тогда платить за перевес на рейсе Анадырь-Москва). Ящики перевезли в аэропорт на санитарной машине. Начальник ходит где-то в глубинах аэропорта. В зале уэленские люди ожидают вертолета. Но тщетно,
вертолет летит в Провидения. Работница аэропорта выкликает: «Есть кто на Провидения?» Никого нет. Это и понятно. Рейс внеплановый, да и в расписании такого нет. Из Лаврентия только самолет до Анадыря или вертолет по поселкам района (кроме Лорино - туда ходит пассажирский «Урал»). Знакомый (Андрей из Уэлена, сын Эйнес и внук Тынатваль) пояснил: вертолет тут один на два района - две недели он обслуживает Чукотский район, две недели - Провиденский. Но сейчас надо сделать «санрейс» в Провиденском - срочно вывезти кого-то в районную больницу и вертолет перебазируется в Провидения, заодно облетает их поселки, так что уэленцам еще ждать и ждать…
Марина похвасталась юбилейными 10-ти и 2-ух рублевыми монетами (почему-то здесь они распространены, видимо, нет собирателей, как на материке). Тут же мы пошли в ближайший магазин и поменяли бумажные десятки на монеты: Боровск, Псков, Муром, Кемь, Татарстан, Ленинградская обл., Министерство обороны, Гагарин, 55 лет Победы, Вооруженные силы, ну и 2-х рублевые: Гагарин, Смоленск, Сталинград, Новороссийск, Тула, Москва. При походе по магазинам с целью собирания монет, выяснили, что в Лаврентия, оказывается, существует столовая! Вот местные начальнички - не в курсе, что электронная почта на почте отсутствует, что кормиться приезжие могут в столовой, как всякая бюрократия, дальше своего кабинета ничего не знают. Столовая осталась от интерната. В аэропорту я говорил с Кузьминым - главой администрации Уэлена (он тоже ждет вертолета), теперь интернат есть только в Уэлене. Туда привозят детей в 5 классы из Инчоуна и Энурмино, и в 10 из Нешкана, в Нешкане школа до 9 класса. В столовой надо заранее заказать обеды и завтраки, сегодня, например, у них обедает милиция.
Пока вылета не планируют. Пошел в библиотеку (открыта с 11 часов). Туда же пришли Саши - один, чтоб сдать книгу и получить обратно залоговые 100 рублей, другой, чтоб заявить о том, что он якобы потерял книгу Фитцжеральда и соответственно оставить там свои 100 руб.
Я смотрел стенд со старыми фотографиями. Из своего краеведческого кабинета вышел Виктор Филоненко. Начались расспросы и общение. Пришлось даже оставить автограф в «Записках Чукотского краеведческого музея», у отцовской статьи (уж какое отношение я к этому имею?).
Когда я смотрел книга по чукотской кости, пришел Саша, сказал, что летим завтра, а вещи все сдали в камеру хранения аэропорта. Только мои зеленые штаны, которые я вчера выстирал и сушил на заборе недалеко от аэропорта, они забыли снять. Вышел за штанами - встретилась Лена Теплилек, идущая с лыжной палкой - пришлось снова идти в библиотеку (поручил штаны Саше), чтоб знакомиться с ее статьями 70-ых годов в «Советской Чукотке» и «Заре Коммунизма»- газете Чукотского райкома партии, прекратившей существование в 90-ых, теперь районная печать - это несколько добавочных страничек в «Крайнем Севере» (бывш. «Советская Чукотка»). «Крайний Север» из Анадыря передают по электронной почте в районы, где печатают на ризографе с добавлением своих материалов.
Филоненко (работа кабинета краеведения) выискал и ксерокопировал заметки Лены, наклеил на ватман и когда-то вывесил в библиотеке, теперь Лена заставляет вытаскивать этот лист из его архива.
Почитав Теплилек, сходил в клуб - позвал Колю и Олю смотреть «костяные» книги. Начальник договорился, что в столовой нам сделают пельмени на обед.
В столовую пошел сразу из библиотеки, в 13.30. Ели пельмени под нарисованным на стене медведем с пчёлами. У медведя бдительные археологи заметили шесть когтей, вроде как шестипалый.
Из столовой пошли в гараж мыть баки из-под рыбы, чтоб чистыми оставить у о.Леонида. О.Леонид рассказал, что милицейский досмотр лоринцев, шедших с Горячих ключей привел к обнаружению только спирта и огурцов, ботинок и часов начальника нет. Вряд ли лоринцы сумели так быстро, в тундре, совершить обмен их на спирт, огурцы, понятно, взяты из теплиц. После мытья баков, о. Леонид позвал к себе, пить чай. Один Саша отказался, другой (как раз тот, который не поехал за стекловатой) бесцеремонно принял приглашение. Только уселись за стол - о.Леонида вызвали в гараж для раздачи (или продажи?) цветов. Цветы - из православной теплицы, надобны для завтрашнего праздника - Дня знаний. Дети , посещающие воскресную школу о.Леонида, подарят их своим учителям. Все как полагается.
Экспедиция сидела за накрытым столом. Возвращение о.Леонида затягивалось. Нетерпеливые экспедиционеры (кроме Коли) стали поедать яблоки, печенье, мед, чернослив. Мне было неудобно, ведь о.Леонид, перед трапезой воздает короткую молитву. Но вот о.Леонид вернулся и обошелся без молитвы. Видимо пить чай с неверующими - дело вовсе светское.
Домик стоит рядом с храмом, в нем кухня, длинный стол, пианино, картины, иконы. На скамье лежит книга «Властелин колец». О. Леонид пожаловался, что за ночь исчезла половина кастрюли макарон и рыба. Ключей никто, кроме о.Леонида не имеет, но форточка была открыта. И ложек в доме все меньше и меньше, недосчитывается уже двенадцать, возможно, если посмотреть у слушателей воскресной школы - найдутся.
Пришел и начальник (пока мыли баки, он спал в клубе). Пошли разговоры о местной жизни. О. Леонид вспомнил лаврентьевского предпринимателя Шиманского (я помню, половина вертолета МЧС, на котором мы прилетели в Лаврентия в 2001 была заполнена пивом, колбасой, и прочим для его магазина). Шиманский держал свиней, переоборудовав старую солдатскую казарму в свинарник. Свиньям было плохо и Шиманский грозился вывести их на демонстрацию к зданию администрации. Потом Шиманский запил и свиней (поросят) работники меняли на канистры (бутылки?) спирта.
О. Леонид рассказал о провале проекта пластиковых карточек в поселках. Идея была неплохая - удалить наличные деньги, которые трудно было завозить ежемесячно вертолётами в поселки, а там они тут же оседали в кубышках самогонных королей.
Однако МДМ (Московский Деловой Мир), а именно этот банк здесь правит, а не Сбербанк, слишком вольно обращается с клиентами. Их пластиковые карточки действовали только в пределах Чукотки (что за бред, ведь преимущество карточек именно в повсеместном использовании), банкоматы были только в Анадыре, в количестве двух штук и т.п.
Снова я услышал миф о хорошем снабжении Севера при Советской власти. Молоко, лимонад, два сорта оленей колбасы в Анадыре в 70-80-ых. О. Леонид ввиду молодости не знает, что лимонад появился только в 1975 с открытием пивзавода, молоко - тогда же с обзаведением совхоза коровьим стадом (сейчас коров уж нет, да и тогда они вытоптали всю окрестную тундру)…
Пришел дядя Коля, вернулся с Ключей. С радостью и гордостью вернул ботинки Начальнику. Обнаружились в туалете у чукчей. В ботинках спокойно лежали носки и часы. Возможно, их стянул мальчишка, (что-то тогда он быстро выскочил из ключей при моем появлении в то утро) и припрятал в туалете, а взрослые чукчи и не подозревали о похищении.
Пришли моряки: «Батюшка, откройте храм…» Снова о. Леонид нас покинул. Когда вернулся, заметил, что моряки всегда посещают храм перед выходом в рейс, не забывая и еще попросить (на Бога надейся…) найти прогнозы погоды на аляскинских сайтах.
От священника пошли было обратно в библиотеку. Но я решил захватить фотоаппарат и …. не нашёл его в клубе. Я все переворошил, деньги (начальник выдал зарплату) были на месте, а фотоаппарата и кошелька с юбилейными монетами не было. Марина, видя мою озабоченность, тоже стала рыться, убедилась, - действительно нет. Я побежал в столовую и гараж о.Леонида (туда даже дважды). Фотоаппарата нигде не было. Похоже, что в столовой он был, а к о.Леониду я его не брал. В общем, я стал подозревать, что аппарат СТАЩИЛИ в столовой, или из комнаты, где спал начальник…
Совсем впав в отчаянье (завтра улетим и все..) я пошёл в милицию. Там пришлось написать заявление о пропаже, причем милиционер на всякий случай спросил, не приняли мы чего-то в столовой?
Опустошённый я вернулся в клуб, где разумеется… в коридоре, рядом с сушащимися зелеными штанами обнаружил на полочке фотоаппарат и кошелёк. Саша снял с забора мои штаны (меня потащила Теплилек в библиотеку) и повесил на маломощную батарею. Я же, перевешивая штаны на двойную батарею в коридоре , освобождая руки, положил фотоаппарат и кошелек на полочку. Посмотреть в коридоре мне в голову не приходило. Стыдно, но пришлось снова бежать в милицию, где с удовольствием порвали мое заявление. Идти в библиотеку уже было поздно, вернее я пошел было туда, но работницы предусмотрительно заперли двери, что б за 15 минут до окончания работы их не беспокоили новые посетители.
Инцидент с фотоаппаратом серьезно меня расстроил и выставил на смех. Виноваты штаны, нет, Лена Теплилек…Если б она не позвала бы меня в библиотеку, то я штаны повесил бы где хотел и не пришлось бы их перевешивать… Чтобы успокоиться решил снова сходить в Котрыткино и забраться на трубу для съемок Лаврентия с высоты. На этот раз я надел куртку, свою легкую ушанку и взял перчатки. Когда я пересек взлетную полосу, при подходе к Котрыткино, навстречу мне попались три человека. Один из них остановил меня и вел длительную беседу. Леха «Хонда» - вездеходчик (теперь час вездехода стоит не 600, а 1 200 руб.) из Инчоуна, учился живописи в Уэлене у Бызова. Настоятельно советовал мне здесь не ходить в этой красной шапке. Его мать, по телефону, из Инчоуна рассказывала о нас, что ходят такие смешные в красных шапках…
На трубу я забрался, хоть и не без передышек и усилий преодолел 110 скоб-ступенек. Поднятые все время вверх руки затекают. Ужасаешься от страха, что вдруг пальцы разожмутся. Хорошо, что вокруг лестницы приварена круговая оплетка, о которую можно расслабленно упереться спиной. Сделал фото в разные стороны.
Кстати, я придумал и другое объяснение своей «кражи-потери» фотоаппарата. Морально-психологическое.
Неосознанно стремясь подражать Начальнику, я донашиваю его галоши и чижи, решаю (мысленно, правда и с Колей делюсь) проблемы нашей экспедиции. Чтоб сходство с Начальником углублялось, я «подстроил» свою «кражу» - у Начальника украли ботинки, а у меня фотоаппарат! Начальнику ботинки в конце концов вернули, ну и я даже сам нашел свои вещи!
Обратно пошёл другой дорогой. Нашёл на улице «Крайний Север» за 18 августа.
Привожу одну статью.
Анонс: «Аорхеология. НАЙДЕН ШЕСТИПАЛЫЙ МЕДВЕДЬ-КИТ На месте древнего эскимосского поселения Кивак во время раскопок обнаружен уникальный ритуальный амулет».
«Эксклюзив НАЙДЕН ШЕСТИПАЛЫЙ МЕДВЕДЬ-КИТ
Владимир Медведев gazeta@ks.chykotka.ru
Этим летом на Чукотке под эгидой Департамента культуры, молодежи, туризма и информационной политики работает шесть археологических экспедиций.
В середине августа в Провиденском районе на месте древнего эскимосского поселения Кивак, историко-культурного памятника, находящегося под охраной ООН, завершит свою работу группа ученых Северного международного университета из города Магадана: преподаватель кафедры истории Александр Орехов, археолог-искусствовед Марина Орехова, студент Михаил Юрьев. Интересно, что последний раз археологи работали на Киваке далеким летом…1945 года!
По словам руководителя археологической экспедиции Александра Орехова главной задчей ученых на данном этапе было спасение памятника культуры от размывания осенними штормами и пополнение коллекции музея Беренгийского наследия посёлка Провидения. Ценность древней стоянки эскимосов на Киваке в том, что именно в этом месте происходит пересечение культуры пунук (V-VI век нашей эры) и древнеберинговоморской культуры эскимосов (II-Ш век нашей эры). За время работы экспедиции было собрано более 1 000 артефактов, большинство их которых можно назвать уникальными и сенсационными. Во-первых, это ритуальный предмет - шестипалый (!) медведь-кит. Во-вторых, так называемый «крылатый предмет», и в-третьих, по мнению ученых древний эскимосский календарь. Большинство артефактов, особенно из рога оленя и моржовой кости имеют отличную сохранность.
Помимо сенсационных находок, археологи спасли от бесследного исчезновения в море сотни бытовых предметов, украшения, орудия труда и предметы из китового уса.
По словам руководителя экспедиции Александра Орехова, памятник Кивак таит в себе еще немало загадок для ученых, а также основную тайну - какие характерные черты культуры пунук повлияли на древнеберинговоморскую культуру? В данный момент ответа на этот вопрос не получено.
Спасение памятника Кивак местными краеведами продолжается с 50-х годов прошлого века, и до завершения этих работ очень далеко. Сегодня собранные археологами находки останутся на исследовании в музее Берингийского наследия и затем будут выставлены в новой экспозиции.»
Фото: Ритуальный амулет - шестипалый медведь-кит. VI век нашей эры.
Потом я ещё дошёл до «ушедшего озера». Писал ли об озере, недалеко от Лаврентия, которое из-за потепления климата, прорвав какую-то мерзлотную преграду, утекло в залив? Нам о нем рассказывал биолог Дима Замолодчиков в Нунямо, по дороге в Инчоун. Теперь я сфотографировал остатки озера и его растрескавшееся дно.
Вернулся уже в темноте. В клубе: Начальник, Коля, Марина пили водку (тут же мне вручили допить, оставшееся на донышке), Оля спала, Саши играли в приставку.
Я сказал: «Пока московские археологи издеваются над шестипалым медведем в лаврентьевской столовой, магаднские делают сенсацию - находят щестипалых медведей-китов!» И зачитал эту заметку.
Коля, правда, нашел несколько ошибок. Во-первых, медведь явно не «шестипалый», а шестилапый, Во-вторых, у автора противоречивая хронология - не мог пунук, возникнув позднее, повлиять на Древнеберингоморскую культуру, в-третьих, именно берингоморскую, а не «беринговоморскую».
Есть и тавтология «По словам руководителя…» и штампы «таит…немало загадок…»
Но все же начальники сожалели, что вряд ли смогут посмотреть эти вещи, ведь когда еще окажемся в Провидения…
Начальник вообще-то презирает такие раскопки - считает, что выхватываются вещи из осыпей (похоже на мародерство малыми силами), а он же методично раскапывает жилище, что позволяет получить гораздо более полную и структурную картину.