30 августа. Прощальная экскурсия по Анадырю. Получилась она случайно.Когда я стал подходить к причалу, чтоб садиться на катер (он как раз подходил), меня окликнул водитель одной из машин и предложил переправиться за 500 руб. утверждая, что это дешевле (так они и было, билет на катер 450 руб. плюс минимум ещё 100 на "маршрутном такси" в виде ПАЗика). Я, выяснив, что водитель даст мне чек для финансового отчёта, согласился. Тут всё предусмотрено, так как большинство людей по Чукотке перемещается за чужой счёт, всем нужны чеки и 90 процентов водителей частных такси имеют пачку чеков с печатями, куда надо только внести дату.
Выяснилось, что водители вместительных машин, где помещается, например, 6 человек, получая по телефону заказ на перевозку до аэропорта (а предварительный заказ стоит 1000 руб. с человека), "добирает" попутчиков, соблазняя дешевизной, уже за 500 руб. Вот таким попутчиком я и оказался. Если интересно, то можно рассказать о стоимости переправы через лиман, в ценах этого года. Видимо зимой, по проложенной на льду дороге, цены такие же, хотя не знаю, возможно проезд на "маршрутном такси" и дешевле 500 руб. Скорее всего, если дорога проложена напрямую через лиман, то может и дешевле, а если по-старому, сначала почему-то по берегу до мыса Обсервации, а уж оттуда - в Анадырь и получается, больше 20 км, - вряд ли дешевле. (Я видел указатель в Анадыре "Аэропорт - 23 км", что странно, так как летом этой дороги просто нет, а зимой это расстояние учитывает дорогу через бывший посёлок Шахтёрский. Напрямую, пешком через лиман, наверное. километров десять Хотя мало кто ходит, так как обычно в аэропорт перемещаются с багажом. Да и вообще, в Анадыре даже внутри города, размером с московский район, какой-нибудь "Орехово-Борисово Южное" или "Бабушкинский") предпочитают перемещаться на машинах.)
Есть ещё ужасный период, осенью, когда лёд на лимане не встал, и катера уже не ходят, а машины ещё не ходят, и весной, когда лиман начинает вскрываться и машины через него уже не ходят, а катера ещё не ходят. Тогда приходит время вертолётов. А это, как мы знаем - 1000 руб. вне зависимости от расстояний.(Придётя признать, что я это написал самоуверенно полагая, что все вертолёты на Чукотке стоят 1000 руб., оказалось, что этот рейс не датируется, и билет стоит 2500 руб.)
В общем, я сел на левое переднее место (все иномарки здесь, конечно праворульные). И мы поехали ровно к тому месту, где я покупал билет на самолёт - там жили главные пассажиры. Не мог же водитель брать попутчиков после того, как посадит их, вот для этого он сначала приехал к катеру, набрал нас, а уж потом поехал за главными.
Там я догадался достать фотоаппарат и начал снимать дорогу - получился некий видеорегистратор. Сейчас пытался "стабилизировать" видео, чтоб не было видно тряски, но не знаю, получилось ли, так что прид1тся вам смириться с прыганием машины.
Вот мы едем по ул.Рультытэгина, останавливаемся на перекрёстке с ул. Отке и справа видна гордость начальников Анадыря семилетней давности - супермаркет "Новомариинский". Проезжаем перекрёсток - справа бывшая гостиница в 70-е года, а ныне - отель "Чукотка". Потом поворачиваем на ул.Ленина и сразу же въезжаем на главную площадь. Виден Дом культуры (слева в нём музей), храм (самый большой деревянныый и действующий православный в мире, по утверждениям патриотов). Слева здание ныне называемое "Георегион", а в когда-то именовалось "Геологоразведкой". Выходит человек, которому наши главные пассажиры должны отдать ключи от квартиры.
Click to view
Теперь мы едем к причалу. Сначала по улице Ленина, в конце мы огибаем квартальчик окружной больницы, поворачиваем направо, на ул.Мира и сразу налево на Партизанскую ул. Остаётся справа здание суда, оно загораживает от нас памятник Ленину (который давно перенесли с главной площади) и Дворец пионеров (ныне ДДТ). Потом прямо видны корпуса колледжа, а съезжая к реке Казачке, справа мы видим "дом престарелых" (официальное название, теперь, конечно, другое, возможно в нём обитает Лена Теплилек из Лаврентия, во всяком случае, в 2010 она говорила о своём намерении там очутиться). Въезжает на деревянный мост чрез Казачку. Справа - церковь, переделанная из хозяйственного магазина, а до этого в этом здании был клуб. прямо виден склад, это тоже древнее здание. Кажется, на косе больше ничего из строений 60-70-летней давности и не осталось. Поворачиваем с дороги вправо, к баржам, которые собираются перевозить таких любителей автотранспорта. На катер (который, кажется уже ушёл надо было прямо). Разворачиваемся, чтоб задом заехать на баржу.
Click to view
Ну и наконец, стоя на барже наблюдаем, как въезжают другие автомобили, конечно праворульные. Чтоб они не "сели на брюхо" приходится выполнять манипуляции с подкладыванием брусочков под колёса.
Click to view
Потом будет путь к аэропорту на другой стороне лимана.